Несмотря на изобилие всяческих акций, скидок, розыгрышей, все более актуальной становится народная мудрость о том, что бесплатным бывает только сыр в мышеловке. Ульяновский Роспотребнадзор предостерегает жителей региона об опасности участия в маркетинговых акциях, обещающих денежные призы, особенно в крупных размерах – в один-два миллиона рублей.

По сообщению Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей, в России немало людей, надеющихся на «легкие» деньги. Однако рано или поздно люди спохватываются, заметив, что расходы на бессмысленные покупки уже превышают мыслимые и немыслимые размеры, а они так и находятся «в одном шаге» от выигрыша – будь это заветный миллион, «Мерседес» или путевка на Карибы.

К сожалению, изобретательность специально обученных мастеров вытягивать деньги из простых смертных растет как на дрожжах.

Нас с вами заманивают близкой удачей, до которой всего-то одна эсэмэска (ценой рублей в 50!), а после нее – одна покупка (пусть эта сковорода стоит как бриллиант), а потом – еще одна, и еще, и еще, но миллион-то («Мерседес» и Карибы) все ближе, как обещают нам те самые маркетологи!

Что на самом деле? Кто из нас знаком с человеком, добравшимся до последнего шага? Роспотребнадзор сообщает, что на практике обещанные денежные вознаграждения не выплачиваются. Цель отсрочки обещанных миллионов – всего лишь умышленное введение в заблуждение людей, которые продолжают покупать товары, причем зачастую не в реальном магазине. Особенно часто такие предложения приходят от фирм и магазинов, реализующих продукцию «своим подписчикам» дистанционным способом. Люди могут составить представление о покупке только по фотографии или по отзывам, обычно составленным самими маркетологами.

Кто-то махнет рукой, осознав, в конце концов, что по собственной воле ввязался в авантюру. А кто-то обращается за защитой в Роспотребнадзор. Но, предупреждают специалисты, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» обещанные «денежные премии» (даже если они уже «выиграны», но не выплачены) не являются товаром или услугой, то есть предметом купли-продажи.

То есть они не регулируются потребительским законодательством.

К тому же, согласно статьям 1062 и 1063 главы 58 Гражданского кодекса РФ, требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или с участием в них, не подлежат судебной защите. Исключение составляют лишь требования лиц, принявших участие в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения.

Добиться выплаты можно в случае, если денежный приз не выдан вопреки договору, составленному организатором акции. Поэтому крайне важно читать все условия ее проведения, особенно ту информацию, которая содержится в сносках и часто напечатана таким мелким шрифтом, что многие на нее не обращают внимания как на необязательную. И зря: именно в ней условия таких акций отражаются наиболее достоверно. Например, об ограниченном количестве призов. Кстати, за этими словами может скрываться и формальное наличие обещанных «миллионов», и полное их отсутствие. Там же, в сносках, мелким шрифтом организатор зачастую предупреждает о собственной ответственности гражданина за свое участие в акции.

Может, лучше вовсе не гоняться за призраком миллиона?

Егор Пензин