После нашей предыдущей публикации о судьбе памятника русскому солдату Василию Кочеткову, читатели сообщили в редакцию новые подробности его биографии. Оказывается региональный минкульт еще в начале 2013-го, в самый разгар споров о достоверности истории Кочеткова, направил запрос в Российский государственный военно-исторический архив, откуда в марте пришел довольно подробный ответ. Сегодня мы публикуем его и приглашаем к обсуждению.

Уважаемая Татьяна Геннадьевна!

В ответ на Ваш запрос сообщаем, что в нашем архиве выявлены следующие документы, касающиеся смерти и погребения В.Н. Кочеткова:

1. Телеграмма врача Белозерской больницы В.Е. Строганова в Главный штаб от 31 мая 1893 г. за № 389 следующего содержания:

«В Белозерской больнице 30 мая умер Кочетков, дворцовый гренадер, 107 лет, герой русской армии, кавалер Георгия 2-й степени,1 бывший во всех сражениях, начиная Бородиным, кончая Шипкой, сопровождавший Государя во время крушения поезда 17 октября.2 Службу начал 1811, оставил 1891; разрешите погребсти3 его с почестями, присвоенными состоящему на службе».

На телеграмме военным министром генерал-адъютантом и генералом от инфантерии П.С. Ванновским 1 июня 1892 г. была поставлена следующая резолюция:

«Какие же почести? Войск ни в Белозерске, ни в близком (и даже далеком) от него расстоянии не имеется. Имеется лишь конвойная команда (но как велика – не знаю). Разрешаю, но с тем, чтобы уездный в[оинский] нач[альник] убедился в правдивости телеграммы и сам распорядился. Врач Строганов не знает, к кому ему следовало обращаться, нельзя миновать местного военного начальника».

РГВИА. Ф.400. Оп.2. Д.5918. Л.19 (карандашный текст на телеграфном бланке) и Л.20 (машинописная копия с карандашной резолюцией военного министра).

2. Телеграмма помощника начальника Главного штаба генерал-майора А.А. Бильдерлинга Белозерскому уездному воинскому начальнику от 1 июня 1892 г. за № 1005 следующего содержания:

«Врач Белозерской больницы Строганов, телеграфируя военному министру о смерти бывшего дворцового гренадера Кочеткова, 107 лет, имеющего знак отличия военного ордена и участвовавшего во всех сражениях от Бородино до Шипки, испрашивает разрешения погребсти4 покойного с воинскими почестями. Военный министр приказал проверить вам вышеизложенные данные и в случае их справедливости распорядиться нарядом на погребение конвойной команды».

РГВИА. Ф.400. Оп.2. Д.5918. Л.21. Отпуск.

3. Письмо помощника начальника Главного штаба генерал-майора А.А. Бильдерлинга Белозерскому уездному воинскому начальнику от 3 июня 1892 г. за № 24608 следующего содержания:

«В дополнение к телеграмме от 1-го сего июня № 1005, Главный штаб предлагает Вашему Высокоблагородию сообщить все данные, касающиеся службы и возраста умершего в Белозерском госпитале бывшего гренадера Дворцовой роты Кочеткова, проверив эти данные по оставшемуся после умершего подлинному документу, или даже препроводить в Главный штаб копию с указа об отставке Кочеткова. Следует проверить также о нахождении покойного в Императорском поезде 17 октября 1888 года, как о том заявлялось в телеграмме доктора Строганова. К вышеизложенному необходимо добавить и о наряде на погребение Кочеткова войсковой части, если наряд был сделан».

РГВИА. Ф.400. Оп.2. Д.5918. Л.22. Отпуск.

Других документов о В.Н. Кочеткове, в том числе об истории публикации статьи о нем в «Правительственном вестнике» за 1892 г., в архиве на данный момент, к сожалению, не обнаружено.

По научно-справочному аппарату архива на военнослужащих русской армии Василий Николаевич Кочетков не значится. Поиск информации о его службе по материалам войсковых частей, в которых он, по данным из статьи в «Правительственном вестнике», служил, возможен, но представляет собой длительную и трудоёмкую работу без гарантии положительного результата. Данная работа может быть проведена как сотрудниками нашего архива, так и Вашим представителем (который может заниматься в читальном зале архива на основании отношения от Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области или другой организации). Информация о порядке работы читального зала нашего архива имеется на сайте «Архивы России». Кроме того, Вы можете получить справки о работе читального зала по телефону: (499) 267-44-62.

Качество гравюры работы П.Ф. Бореля с изображением В.Н. Кочеткова (помещенной в «Правительственном вестнике») не позволяет, к сожалению, в виду схематичной и нечеткой прорисовки деталей, с достаточной полнотой и точностью ответить на Ваши вопросы.

На гравюре В.Н. Кочетков изображен, вероятно, в форме Гвардейской конно-артиллерийской бригады с нашивками за сверхсрочную службу. На фуражке должна быть стандартная кокарда, предназначенная для нижних чинов и одинаковая во всех родах оружия. На погонах видна одна широкая лычка – знак различия фельдфебеля или вахмистра. Также на погонах можно различить вензель «А» (вероятно, императора Александра II). На груди у В.Н. Кочеткова орденская колодка, состоящая из двух крестов [вероятно, это два знака отличия военного ордена (георгиевских креста)], шести медалей (определить которые не представляется возможным) и румынского Железного или Дунайского креста (выдававшегося за переход через Дунай во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.). Под колодкой – крест за службу на Кавказе.

С уважением,

Директор архива,

заслуженный работник культуры РФ И.О. Гаркуша

Начальник отдела

информационного обеспечения В. М. Шабанов

1 Имеется в виду не орден св. Георгия 2-й степени, а солдатский знак отличия военного ордена св. Георгия 2-й степени.

2 Имеется в виду крушение императорского поезда 17 октября 1888 г. близ станции Борки.

3 Так в документе.

4 Так в документе.

Документ этот безусловно интересен хотя бы тем, что подтверждает факт существования такого человека, как Василий Кочетков. Но главный вопрос – достоверна ли его история, описанная в “Правительственном Вестнике” за 1892 год – по-прежнему остается без ответа. Как мы видим, героические подробности биографии Кочеткова, которые в своей телеграмме изложил врач В. Строганов, никакими официальными источниками не подтверждаются, а их достоверность вызвала сомнения у военного министра П. Ванновского, что следует из его резолюции на телеграмме. Откуда брал свои сведения врач Строганов остается лишь догадываться, но видимо именно они стали основой публикации в “Правительственном вестнике”. Скорее всего, в своей телеграмме Строганов пересказал то, что услышал от самого умирающего Кочеткова. Однако тот факт, что по научно-справочному аппарату РГВИА на военнослужащих русской армии Василий Николаевич Кочетков не значится, заставляет усомниться в правдивости этой истории.
Кстати, в списке прославленных симбирян значится имя Петра Никифоровича Ивашева – генерала русской армии, участника многих знаменитых сражений, в том числе Бородинского. Ивашев похоронен на кладбище Покровского монастыря в Симбирске. Реальность его существования и свидетельства о героизме, проявленном на полях сражений, никем не подвергаются сомнениям. Парадокс, но его имя не носит ни одна из ульяновских улиц, не говоря уже о памятнике.