Новые правила перевозки детей на автобусах, вступившие в силу с нового года, практически невыполнимы, особенно на селе.
Согласно Постановлению правительства от 17.12.2013 г. №1176 «О внесении изменений в Правила дорожного движения РФ» с 1 января организованно перевозить детей (от восьми и более человек) можно только на автобусах. Микроавтобусы в этой категории перевозок принимать участие не могут. Утверждены и сами правила. Они таковы. Срок службы автобуса не должен превышать десяти лет, транспорт должен быть технически исправен. Автобусы должны соответствовать требованиям к перевозке пассажиров: иметь ремни безопасности, тахографы и спутниковые системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Пункт правил, касающийся оснащения автобусов тахографами и ГЛОНАССом, начнет действовать с 1 июля 2014 года.
Управлять этими автобусами могут только водители, стаж которых по категории «D» не менее одного года. Очень важное условие: в течение последнего года эти водители не должны были лишаться прав или арестовываться за нарушения Правил дорожного движения. Если поездка занимает более четырех часов, то в группе не может быть детей младше семи лет. При междугородних перевозках длительностью более трех часов группу сопровождает медицинский работник, а в автобусе должен быть сухой паек для детей и бутылки с водой. Движение ночью (с 23.00 до 6.00) запрещено. Но есть исключение. Если по какой-то причине был сорван график, то можно двигаться и после 23.00, чтобы доехать до места назначения, но на расстояние не более чем в 50 километров. В ночное время можно перевозить организованные детские группы до аэропортов и вокзалов, но во всех этих случаях расстояние перевозки также не должно превышать все те же 50 километров.
Помимо медработника, автобусы должны сопровождаться автомобилями ГИБДД. Правда, в тексте правил не указывается, идет ли речь о каждом автобусе либо о колонне.
Количество сопровождающих на автобус назначается из расчета их нахождения у каждой двери автобуса. При этом один из них является ответственным за организованную перевозку группы детей в соответствующем автобусе и осуществляет координацию действий водителя (водителей) и других сопровождающих в автобусе. Если перевозка осуществляется несколькими автобусами, назначается старший ответственный за организованную перевозку группы детей. В Правилах также указывается обширный перечень документов, необходимых для организованной перевозки групп детей. Судя по первым отзывам работников детских учреждений, после вступления постановления правительства в силу жизнь их осложнилась.
– Все предыдущие годы для поездок с детьми в театр или библиотеку мы пользовались услугами индивидуального предпринимателя. Нас, как заказчиков, все устраивало, да и со стороны ГИБДД никогда претензий не было. Теперь оказалось, что его автобусы не отвечают новым критериям по вместительности, – сетует заведующая одним из детсадов. – Теперь для перевозки даже небольшой группы детей нам нужно заказывать большой автобус, что обходится значительно дороже.
По словам работников детских учреждений, транспорт, отвечающий всем требованиям, непросто найти даже в Ульяновске, не говоря уж о других населенных пунктах.
Вопросы к нововведению есть и у транспортников.
– Для нас остается непонятным ограничение возраста автобусов для перевозки детей, – говорит представитель автотранспортного предприятия. – Возьмем, скажем, Hyundai Universe – комфортабельный и безопасный междугородний автобус вместительностью 45 мест. Покупка новой такой машины обойдется примерно в 10 миллионов рублей. Согласитесь, далеко не каждой ульяновской транспортной фирме или предпринимателю под силу такие покупки, поэтому многие покупают бывшие в употреблении машины в возрасте десяти и более лет. И возьмем, к примеру, новый ПАЗ-4230 с рессорной подвеской, полумягкими нерегулируемыми сиденьями на 30 мест стоимостью 1,6 миллиона рублей. На таком и взрослым-то трудно переносить дальние поездки, не говоря уже о детях. Так вот по новым правилам на первом представленном автобусе детей возить нельзя, а на втором можно только лишь на основании года выпуска. Кажется, законодатели при разработке постановления №1176 думали о чем угодно, но не о детях.
Дмитрий МИНАЕВ