Как поясняет председатель областного Комитета по культурному наследию Шарпудин Хаутиев, вопросы сохранности культурного наследия отнесены к органам местного самоуправления. Это по закону. А в действительности без оформления охранных обязательств в регионе используются свыше одной тысячи объектов культурного наследия. Получается, что они таковыми как бы и не являются, значит, можно приспосабливать их под различные хозяйственные нужды, а то и вовсе сносить, расчищая площадки под свои проекты, что мы время от времени и видим.
Остаются незарегистрированными в Едином государственном реестре 79 из 86 расположенных на территории Ульяновской области объектов культурного наследия федерального значения, а также более 300 объектов регионального и местного значения. Не оформлены паспорта на более чем 200 объектов федерального, регионального и местного значения.
Нуждаются в разработке и утверждении проекты зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в Майнском, Чердаклинском, Инзенском, Ульяновском и Сурском районах. А также режимы использования земель и градостроительные регламенты в их границах.
Требуется переоформление охранных обязательств, заключенных с государственными органами и органами местного самоуправления.
Комитет, конечно же, по мере возможности ведёт такую работу. Но будем помнить, что состав его сотрудников малочислен, административные возможности ограничены, о финансах лучше и не говорить. Опять же, никто не спрашивает руководителя ведомства, когда надо пустить под нож бульдозера тот или объект старины, превратить его в склад или машинотракторную мастерскую, оставить без охраны на разграбление и уничтожение. Но есть ситуации и того хуже. Возьмём в качестве примера посёлок Языково Карсунского района. Потребовалась политическая воля руководителей региона, чтобы, пусть и с большим трудом, но восстановить в былой красе знаменитый парк с елью Пушкина и каскад прудов.
А вот знаменитой на всё Поволжье фабрики не стало. Её владелец Михаил Фёдорович Степанов был личностью незаурядной: почётный гражданин города Симбирска, владелец магазина модных шляп в Париже, создатель знаменитого далеко за пределами края духового оркестра, в состав которого входило до 120 человек, и рабочего театра. Текстильно-швейный комбинат имени М.И.Калинина, как именовалась фабрика после переворота 1917 года, славился своей продукцией. Выпускаемые здесь жаккардовые одеяла знали во-многих странах мира. Фабрика была «матерью-кормилицей» для сотен семей окрестных сёл: Прислонихи, Урено-Карлинского, Теньковки, Белозерья, Усть-Уреня … Много позже, в перестроечные годы, когда комбинат уже стал открытым акционерным обществом «Текстильщик Поволжья», предприятие старалось удержаться на плаву. Но судьба его, как и большинства текстильных фабрик региона, была предрешена.
Дальше началось самое страшное. Предприятие не просто закрыли, выставили за ворота людей, но и разграбили. Скажем больше, фабрику варварски уничтожили. На месте старинных корпусов из красного кирпича, которые могли бы стать памятником нашего прошлого, осталась фабричная труба над грудой развалин. Закрывали родственные предприятия и в других местах, в том же Барышском районе. Но нигде, пожалуй, не сотворили такого злодеяния, что можно было видеть на родине знаменитого русского поэта Николая Языкова, в гостях у которого считал для себя за честь бывать Александр Пушкин.
Позже принимались попытки построить на месте фабрики филиал одного из Барышских текстильных предприятий, и глава района Сергей Кочетков привозил сюда инвесторов. Но, видимо, не получилось …
От объекта культурного наследия «Ансамбль фабричного посёлка» осталась лишь часть: «Дом фабриканта М.Ф.Степанова», «Здание управления», «Дом жилой для рабочих фабрики» и «Здание рабочего театра» по улице Цветкова. И то лишь, вероятно потому, что в этом Г-образном двухэтажном строении с его пристроями всегда было жильё для рабочих. Не надо объяснять, что многие из объектов, входивших в состав ансамбля, утрачены. В его южной части сегодня располагается Языковская детская школа искусств, северная часть используется, как уже сказано, под жильё.
Как поясняет Шарпудин Хаутиев, Михаил Фёдорович Степанов, несомненно, оставил заметный след в истории не только Языково, Симбирской губернии, но далеко за их пределами. Комитетом по культурному наследию организована экспертиза для обоснования включения Ансамбля в реестр памятников истории и культуры. Для выявления необходимых исторических материалов о доме и его владельце направлен запрос в государственный архив.
Виктор Никитин