Несмотря на серьезное ужесточение наказания за управление автомобилем в нетрезвом состоянии, пьяных водителей на дорогах меньше не становится, а количество совершенных по их вине дорожно-транспортных происшествий, напротив, даже растет. Региональные власти, убедившись в неэффективности ужесточения мер наказания, пытаются запустить механизм общественного порицания.
По данным Управления ГИБДД по Ульяновской области, если в 2012 году по вине пьяных водителей на территории региона было совершено 60 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли десять человек и 90 человек получили травмы, то в прошлом году количество таких аварий возросло почти вдвое до 111, в которых 15 человек погибли и 173 получили ранения.
Примечательно, что именно в прошлом году были значительно ужесточены меры наказания за пьяную езду. К прежней мере воздействия в виде лишения прав (сейчас сроком на полтора-два года) добавился штраф в размере 30 тысяч рублей. Тот, кто повторно попадется подшофе, заплатит уже 50 тысяч рублей и лишится прав на три года.
Накануне Нового года ГИБДД предупреждала водителей об опасности садиться за руль в нетрезвом состоя-нии, а также о том, что именно этому будет уделяться особое внимание. И скидок в честь праздника никому не будет. Однако призывы остались неуслышанными. В период новогодних праздников и до сих пор по выходным дням на территории области проводится операция «Нетрезвый водитель» начиная с пятницы и до воскресенья в ночные часы на улицах дежурит дополнительное количество нарядов инспекторов ДПС. Они проводят тотальные проверки проезжающих водителей. И вот результат. С начала нынешнего года уже 55 водителей привлечены к административной ответственности за управление автомобилем в нетрезвом состоянии или за отказ пройти медицинское освидетельствование. Дела о лишении водительских прав направлены в суды. В прошлом году только по итогам таких профилактических акций было выявлено 1765 пьяных водителей.
В рейтинге регионов по уровню обеспечения безопасности дорожного движения, регулярно составляемом Госавтоинспекцией, Ульяновская область выглядит не самым лучшим образом. Об этом не раз говорилось на совещаниях как на уровне региона, так и на уровне Ульяновска. В начале этого года на одной из встреч губернатор Сергей Морозов весьма эмоционально отозвался о пьяных водителях, назвав их -обормотами-. Именно по его инициативе в декабре на сайте одного из региональных информационных агентств появилась своеобразная доска позора, где размещаются имена и фамилии пойманных за пьянство водителей. Только по итогам декабря там появилось три сотни нарушителей.
Мы начали показывать этих обормотов в прессе. Просил бы, чтобы ни один алкоголик за рулем не уходил от такой моральной ответственности, заявил глава региона.
В водительской среде, правда, к инициативе относятся неоднозначно. Одни считают, что общественное порицание заставит хоть какую-то часть любителей нетрезвой езды воздержаться от нарушений Правил дорожного движения, другие вывешивание их фамилий расценивают как нарушение конституционных прав и закона о защите персональных данных.
В информагентстве все обвинения в разглашении персональных данных отвергают, заявляя, что на «доску позора» попадают исключительно водители, в отношении которых уже вынесено решение суда.
А, дескать, решение суда это уже публичная информация.
Правда, вместе с ужесточением правил введено некое послабление. Теперь при выявлении нетрезвого водителя ГИБДД не задерживает у него водительское удостоверение.
Он сам должен сдать этот документ после вступления в силу решения суда о лишении его прав в соответствующее подразделение Госавтоинспекции.
Некоторые любители нетрезвой езды уже приговорены к десятилетиям суммарного запрета вождения, однако это не мешает им снова и снова садиться за руль. Их не пугают ни штраф, ни арест на несколько суток. Ужесточение наказания разбивается о правовой нигилизм, надежду на авось и, конечно же, тотальную коррупцию, придающую уверенность, что от инспектора можно откупиться. Напрасными выглядят и все другие планируемые меры воздействия на нетрезвых водителей.
В частности, предлагается перенять немецкий опыт, когда водительское удостоверение возвращают, если анализы показывают, что человек перестал употреблять спиртное.
Авторам идеи, видимо, невдомек, что у нас в стране такие медсправки будут попросту покупать.
Дмитрий Минаев
Арсений
Проблема в том, что полумерами эту проблему решить невозможно. Хорошие мысли на этот счет, ещё полтора года назад высказал один из бывших региональных депутатов.
“Существующая в нашей стране система штрафов несовершенна, и на большинство нарушителей вряд ли способна оказать воспитательное воздействие. Между тем, во многих европейских странах система штрафов привязана к уровню доходов гражданина, и в ряде государств вообще не имеет верхних границ. В истории Финляндии были случаи, когда сумма штрафа превышала 100 тысяч евро! Так почему бы нам с целью достижения уравнивающего воспитательного эффекта не последовать их примеру, и не привязать сумму штрафа, например, к остаточной стоимости автомобиля, учитывая, что чаще всего, именно водители дорогих авто пытаются утвердить себя в статусе хозяев российских дорог.
Думаю, было бы справедливо, когда, за одно и то же нарушение дедушка на «шестерке» получил бы квитанцию на штраф в сумме 500 рублей (весьма существенная сумма для пенсионера), а водитель навороченной иномарки – в несколько десятков тысяч рублей. Что касается штрафных санкций за пьянство за рулем, то они, безусловно, должны быть весьма и весьма отрезвляющими.
Вместе с тем, есть все-таки сомнение в том, что простое увеличение штрафов будет носить останавливающий характер, и приведет к снижению количества пьяных автопроисшествий. У нас есть категория людей, которых никакие штрафы не остановят. И в этой ситуации, государство просто обязано принять такие меры, которые бы обеспечили защиту людей.
Для меня, как и для большинства других граждан, важно, прежде всего, не то, КАК будет наказан уже совершивший преступление пьяный водитель, а то, ЧТО СДЕЛАНО для того, чтобы такого рода преступления были предотвращены.
Считаю, что в этом вопросе наибольшей эффективности можно добиться только в том случае, если высокий штраф будет сочетаться с неотвратимостью наказания. Здесь необходимо учитывать менталитет нашего человека: до тех пор, пока он будет уверен в том, что риск выявления его в нетрезвом состоянии за рулем ничтожно мал, он будет продолжать ездить под градусом. Выход один – создать на дороге такие условия, чтобы этот риск возрос настолько, что стал бы для этой категории водителей неприемлем. Если в течение месяца водитель два – три раза попадет под массовые проверки на алкоголь, тогда, думаю, желание продолжать рисковать у него заметно поубавится. В случае же клинического подтверждения факта нахождения за рулем в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения – крупный штраф. За повторное нарушение – лишение свободы. Надо понимать, что пьяный человек за рулем – потенциальный убийца и судить его следует как за покушение на убийство.
В цивилизованных странах успешно действует система, когда людей последовательно приучают к соблюдению вновь принятых законодательных норм и ограничений.
Это осуществляется через широкую информационно-разъяснительную работу, и комплекс мер по принуждению людей к соблюдению вновь принятых правил. Причем эта деятельность носит системный характер, и продолжается до тех пор, пока соблюдение новых правил и норм не обретет у людей характер повседневной привычки. Такая практика у нас, к сожалению, отсутствует. Акциями «Нетрезвый водитель», периодически проводимыми сотрудниками ГИБДД, решить эту задачу сложно. Для её решения проверкам на дорогах должен быть придан иной масштаб и системный характер.
В тоже время, надо отдавать себе отчет в том, что можно принять любые, самые замечательные законы, но ситуация на дорогах не изменится к лучшему, если работа по принуждению к законопослушному поведению, как и прежде, будет носить эпизодический и бессистемный характер. Если не будет обеспечено равенство перед законом всех граждан страны, включая и так называемых «неприкасаемых» (судей, чиновников, прокуроров и др.).
Только, когда люди увидят громкие процессы и реальные приговоры чиновникам, силовикам и депутатам, которые виновны в резонансных авариях, и убедятся в том, что перед законом все равны, только тогда, следовать установленным правилам станут все.
Однако, следует понимать, что все эти меры дадут желаемый результат лишь в условиях неподкупности сотрудников дорожной полиции. А для этого необходимо провести реальное реформирование системы МВД. Не очередную пиар-акцию со сменой названия и форменной одежды, а именно настоящую и результативную реформу”.
Вася
Законопослушность воспитывается как в семье, если папа с мамой не матеряться,то и дети не будут…
ПОКА НА ДОРОГЕ ОСТАНУТСЯ “НЕПРИКАСАЕМЫЕ” – НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТСЯ! ПОКА ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВЛАСТИ ПЬЯНЫМИ БУДУТ ЕЗДИТЬ, ТО И НАРОД БУДЕТ НА ВАШИ ЗАКОНЫ Х… ЗАБИВАТЬ!
НЕКОТОРОЕ ЖИТЕЛИ АЛЕКСАНДРОВСКОГО ПАРКА ПОСЛЕ ВЫХОДНЫХ, КОГДА ПО ЕФРЕМОВА ЕДУТ,ТО “ФОН” АЖ ЗА МАШИНОЙ СТЕЛИТСЯ, НО ДПС ИХ НЕ ТРОГАЕТ. УВАЖАЕМЫЕ ЛЮДИ, ВИДИШЬ ЛИ….