Можете ли вы представить себе Казанский вокзал в Москве пустым? Именно безлюдьем поразил он группу ульяновских телевизионщиков, приехавших в Москву в июле 1980 года снимать летние Олимпийские игры. О долгой подготовке к Олимпиаде и о своем участии в мировой трансляции соревнований «Курьеру» рассказали бывшие сотрудники ГТРК «Волга» ‘ оператор Юрий Старостин и режиссер Тамара Бунич.
Ноги в крови
Подготовка к Олимпийским играм началась загодя. Для того, чтобы на весь мир транслировать соревнования, происходящие в одно и то же время на разных спортивных площадках, требовались ресурсы – и технические, и человеческие. Москва ими в нужных количествах не располагала. И тогда стали готовить специалистов из регионов. Для гостелерадиокомпаний разных городов были куплены ПТС – передвижные телевизионные системы. Большие автобусы, оснащенные всем необходимым оборудованием, получили порядка 60 городов Советского Союза.
Советская техника нужного качества «картинки» не давала, поэтому закупили французские камеры «Томпсон». В течение двух лет ПТС осваивали, «обкатывали», выезжали на соревнования разного уровня, на Спартакиаду народов СССР 1979 года. Ульяновских операторов – а кроме Старостина пригласили Юрия Колмыкова, Юрия Агафонова, Вячеслава Кочкина – «прикрепили» к сборной СССР по баскетболу, и операторы ездили с баскетболистами в Ригу, Вильнюс, Каунас, Москву, Ленинград. В ульяновской группе были также звукорежиссер Татьяна Гусева и Диана Шпоркина, ассистент режиссера Тамары Бунич. За два года, рассказывает Старостин, людей научили правилам показа разных видов спорта.
Ульяновские операторы «изучали» баскетбол. Сложность этого вида спорта – отследить момент попадания мяча в корзину и моментальное переключение на забросившего мяч: показать его крупным планом, бегущего «на камеру». И этот, и другие приемы к Олимпиаде были отработаны до автоматизма. «Знали их, как Отче наш», – вспоминает Старостин.
– На одном из чемпионатов был такой случай, – рассказывает Юрий Николаевич. – Вижу – сидит Ульяна Семенова, литовская баскетболистка.
Высоченная – два десять ростом, обувь 45 размера. И эта громадина плачет! Спрашиваю: «Что случилось?». Оказывается, маленькие баскетболистки, злясь, что не могут с ней справиться, царапали ей ноги! Исцарапали в кровь.
Режиссер Тамара Бунич в конце 1970-х работала в музыкальной редакции «Волги», она всегда любила живые репортажи с места события.
Поэтому ей поручали ответственные передачи и трансляции. «Волга» тогда делала первые робкие попытки трансляций футбольных или хоккейных матчей, и грядущая Олимпиада открывала перед телевизионщиками эту возможность.
– Я очень обрадовалась предложению, – делится воспоминаниями Тамара Александровна. – Поначалу нас не прикрепляли к конкретному виду спорта, и я выезжала на соревнования по спортивной гимнастике, матчи по хоккею или футболу – это было непредсказуемо. Запомнились встречи с известным спортивным комментатором Николаем Озеровым. На одном из матчей шайба попала прямо в него – будка была прикрыта всего лишь сеткой и не защитила его. Вся рубашка была в крови, но он досидел до перерыва, и только тогда ему оказали медицинскую помощь.
Над киргизами начальник
Готовясь к Олимпиаде, все группы учились работать и в прямом эфире, и в записи. Репортажи тщательно разбирали, анализировали и отбирали. Наконец, спросили, кто какой вид спорта предпочитает, и Бунич выбрала конный. На тот момент в «живом» эфире его никогда не показывали, могли только дать фрагменты съемок. А на Олимпийских играх нужно было показать абсолютно все от начала до конца, раскрыть и соревновательные моменты, и психологические.
– Я с головой ринулась в доселе неизвестное – изнутри увидела этот красивый вид спорта, «узнала» лошадей, познакомилась с мастерами, – говорит Тамара Александровна. Москвичи взяли в нашу группу специалистов из Узбекской и Киргизской республик, и меня предупреждали, что сработаться с ними будет непросто: не потерпят, чтобы ими руководила женщина. Но все сложилось хорошо.
Трансляция из Москвы шла не только на территорию всего Союза, ее принимали Интервидение и Евровидение. «Картинка» должна была быть европейского качества. Мало наблюдать за соревнованиями, комментировать – вместе со спортсменами Бунич прошлась по всему маршруту скачек, расставляя камеры.
Принимала она участие и в выработке концепции показа конного спорта, защищала его перед журналистами из разных стран. Олимпиаду запомнила как большой спортивный праздник, церемонию закрытия Игр – как момент удивительного единения.
По рядам – с собаками
Старостин вспоминает другие моменты. Например, как из Москвы пришла разнарядка: сшить форменные костюмы. Сказано – сделано. Но когда телевизионщики съехались из всех регионов большой пестрой толпой, разноцветные «балахоны» было велено убрать и не доставать. Всех одели в джинсы, футболки, куртки с олимпийской символикой. И выдали аккредитацию с правом посещения всех спортивных объектов и выхода на стадионы, к спортсменам.
По этим документам участники огромной съемочной группы даже в метро ездили бесплатно. Правда, работали только за командировочные – гонораров не выдавали, поясняет Бунич.
– Одновременно работая собственным корреспондентом ГТРК «Волга», я снимал сюжеты об ульяновцах на Олимпиаде, – говорит Старостин. – Там было много волонтеров, работников общепита, милиционеров. Именно тогда я впервые–в жизни увидел одноразовую посуду и соки в картонных коробках.
Нас поразила финская колбаса в упаковке. По стадионам ходили люди с рюкзаками и раздавали нам «Фанту» – это было очень непривычно. Но самое потрясающее баночное пиво. Наши говорили, что в магазинах было что-то особенное, но я по магазинам не ходил. Отснятые материалы я отвозил на Казанский вокзал, и они ехали в Ульяновск поездом. Поезда шли пустыми, на вокзале – практически ни души: просто так в Москву во время Олимпиады приехать было невозможно. И вся Москва была пустой. Знакомые москвичи говорили: понимая, что будет в дни Олимпийских игр, многие взяли отпуска и разъехались кто куда. На самих стадионах контроль был жестким. Повсюду требовался пропуск. После каждого соревнования вставали милиционеры и шли по рядам с собаками, проверяя каждое место.
Вся телевизионная братия жила в общежитии Института стали и сплава рядом с ВДНХ. Годы подготовки, работа в дни Олимпиады сделали коллег из разных городов близкими людьми. Окончание Игр в общежитии отметили большой гулянкой, но на этом сложившиеся отношения не забылись. Годы спустя, куда бы ни приехал участник памятной трансляции, коллеги принимали его как дорогого гостя. Бунич говорит, что работа на Олимпиаде многим дала толчок в профессиональном и карьерном росте. Она в свое время была главным режиссером ГТРК «Волга». А Юрий Старостин сейчас возглавляет созданную им телекомпанию «Арсенал».
Анна Школьная