В конце прошлого года в Ульяновской области началось создание экологического правительства. По замыслу, экоправительство объединит за одним столом всех, кто должен решать проблемы окружающей среды. Что из этого должно получиться и почему проблемы не решались до сих пор, корреспондент Media 73 спросил у его инициатора, главного эколога Ульяновской области Константина Долинина.

– Какова цель экологического правительства?

– Цель экологического правительства – найти гармонию в отношениях между бизнесом, властью и обществом. В партнёрстве рассматривать все возникающие вопросы. Экопалата – некая форма представительства экологической общественности. Экоправительство – это исполнительный орган, который реализует, в том числе решения региональной экопалаты, а так же вопросы, связанные с различными проектами.

– На последнем заседании экопалаты вы сказали, что экоправительство создаётся для того, чтобы чиновники услышали экспертов. Почему не слышали раньше?

– Я понимаю ревность отдельных членов экопалаты. Но все эти вопросы снимаются одним простым методом – публичностью деятельности. Создаваемое экоправительство будет действовать публично. Никаких закрытых заседаний, всё открыто. «Добро пожаловать», как говорится. Все приходите, все вопросы будут рассматриваться, все вопросы будут выкладываться в интернет для всеобщего доступа и обсуждения. И сомнения, которые сейчас у кого-то есть, будут сняты сразу, как только начнёт работать экоправительство.

– Экоправительство – это, скорее, кабинетная работа. Не кажется ли вам, что экоправительство – способ не столько решить, сколько возглавить проблему?

– Хороший вопрос. Знаете, проблему с «Марриоттом» никто не хотел возглавить. И не видно особо очереди возглавить ту или иную проблему. И здесь, вы совершенно правы, губернатор говорит: «Я волею президента и жителей Ульяновской области, которые его избрали, отвечаю за всё, что происходит здесь в Ульяновской области». Это говорит губернатор. Поэтому он смело берёт на себя ответственность. Да, он сегодня возглавляет проблемы, коих много. Это нормальная практика. И он взял на себя смелость и ответственность это сделать.

– Было множество случаев, когда с одной стороны разрешают инвестору строить, он начинает вкладываться, разрабатывать проект. А потом приходят экологи, начинают говорить, что нельзя строить, и оказываются правы. А инвестор, потратив часть денег, в результате неприятно удивлён. Вы на подобные случаи как смотрите?

– Каждый случай можно разобрать. Совершенно очевидно, что прокуратура вскрыла ряд противоречий муниципального уровня власти. Противоречия в их нормативных документах: градостроительной политике, градостроительном кодексе, в политике застройки в целом. Документы противоречат друг другу, где-то противоречат региональным и федеральным законам. И вот в этой мутной воде появляются всякие проекты. Свойство бизнеса – проникать во все щели, это нормально. Бизнес должен быть агрессивным, но не в ущерб интересам граждан. Поэтому крайне необходимо, чтобы решения, принимаемые любым органов власти, были публичными и уравновешивались интересами граждан. Там, где этого нет, назревает конфликт, и он выливается в публичную фазу.

Зачастую первыми бьют тревогу даже не экологи, а простые граждане, гражданские активисты. Выходят и говорят: «Стоп, вы нарушаете моё личное пространство, вы нарушаете право на благоприятную среду возле моего дома». Я сам лично не хочу, чтобы под моим окном выросла заправка, или парковка, или ещё что-то. Это моё право. И люди, прежде всего, вышли защищать свои права. Потом появляются экологи, потом появляются политики, потом всякие баламуты. Эта практика очевидна и естественна. Но задача власти, в первую очередь, такие конфликты не допускать путём экопалаты и экоправительства. И, если они возникли, разрешать в экстренном порядке.

– Сказали, что задача власти решать проблемы. Но, например, грязный снег свозят в неположенное место. Получается, что те, кто должен как раз решать проблемы, их и создают…

– Это вопрос о политической ответственности власти. Когда я ещё учился в школе, нам сказали, что за любым подвигом есть предательство. И у того и у другого есть фамилия. И сейчас наступила пора, когда губернатор требует называть фамилии всех псевдогероев: кто подписал, на каком основании, что за экспертиза, кто её профинансировал, кто был заказчиком. Всю цепочку достать и опубликовать. Это то, чем мы всегда занимались в госэконадзоре, – публиковали документы с подписями. Вот после этого, я уверен, конфликтов станет меньше, и жить людям станет лучше. Я говорю об ответственности за принимаемые решения мэрии, региональным правительством, отдельными чиновниками. Каждый должен ощутить эту степень ответственности за свои подписи и принимаемые решения. Чего мы и будем добиваться.

– Как главный эколог какие ещё проблемы вы видите?

– Проблем вагон и маленькая тележка. Но ни одну из них не решить без открытости власти и без её максимальной публичности. Сегодня это уже становится условием существования того или иного института власти. Если будет публичность принимаемых решений на всех уровнях власти, оно будет сбалансированным и уравновешенным. И тогда не будет возникать конфликтов, революций, пикетов и прочих безобразий, что отвлекает людей от работы. Принцип открытости рождает доверие. Когда добьемся восстановления доверия, тогда половину дела сделали.

– А вторая половина?

– Вторая половина – то, что сегодня больше всего беспокоит: зелёные насаждения, чистота воздуха, воды, грунта, продуктов питания. Сюда же можно включить глобальные атмосферные явления. И так дальше до планетарных масштабов.

– И для решения всех этих проблем как раз создаётся экоправительство?

– Если хотите, то да. Но, как уже сказал, самое главное – это первые пятьдесят процентов. Без первых пятидесяти не решить вторые пятьдесят.

Виктор Мартынов