На протяжении нескольких недель в регионе активно обсуждаются перспективы введения в центре Ульяновска системы платных парковок. Называется и предполагаемая стоимость услуги – 20 рублей в час.

Сторонники идеи заявляют, что машин в городе становится очень много и мест для всех уже не хватает. Те, кто против, заявляют: введению платы за стоянку должно предшествовать развитие общественного транспорта.

Впервые об идее организации платных парковок в центре Ульяновска на одном из совещаний в декабре заявил губернатор Сергей Морозов.

– Бесплатная стоянка – роскошь в современном мире, – заявил он, объявив сбор предложений по вопросу «упорядочения автомобильного движения» в Ульяновске.

Там же была озвучена статистика, согласно которой в регионе на сегодняшний день зарегистрировано порядка 390 тысяч транспортных средств, из них около 190 тысяч машин – в Ульяновске. Ежегодный прирост числа автомобилей, согласно данным ГИБДД, составляет восемьдесять процентов, то есть 25-30 тысяч автомобилей. В Ульяновске 178 ночных парковок и 123 стоянки, но, как заявляют чиновники, большинство из них работают с теми или иными нарушениями, причем не помогают ни ограниченные, ни запретительные меры. В УМВД и ФСБ заявляют, что средства от незаконной парковочной деятельности подпитывают криминал.

За основу предложено взять столичную систему паркоматов, тем более что программное обеспечение для них разработали ульяновские программисты Александр Щербина и Сергей Булаев. По их словам, после внедрения системы в центре столицы на 9 процентов увеличилась скорость движения транспорта, на 64 процента сократилось число нарушений правил парковки, на четверть уменьшилось количество въезжающих в пределы Бульварного кольца личных авто. И если ранее автомобиль в среднем занимал место по шесть-восемь часов, то сейчас – всего полтора часа, что увеличило так называемую оборачиваемость машино-мест. Плюс огромные дополнительные средства в бюджет Москвы – с декабря 2012 года было собрано 255 миллионов рублей.

Платить за парковку (от 60 до 80 рублей в час) можно при помощи паркомата, мобильного приложения или обычной смс. Система предполагает льготы и абонементы, следит при помощи электроники и видео за парковкой и трафиком, в случае неуплаты сама формирует материал об административном нарушении для последующей выписки штрафа от ГИБДД.

Час парковки в Ульяновске, по предложению губернатора, мог бы стоить 20 рублей. Программисты при помощи электронных карт уже посчитали, что в центре города возможно создание двух тысяч платных машиномест.

На минувшей неделе за исполнение поручения губернатора взялись в администрации Ульяновска, направив делегацию в Москву для изучения тамошнего опыта внедрения системы платных парковок. По возвращении чиновников запланировано провести межведомственное совещание.

Мнения ульяновцев по поводу необходимости введения платных парковок разделились. Власти, большинство пешеходов и часть водителей идею поддержали. По их мнению, только фискальными методами сегодня можно ограничить въезд автомобилей в центр города, где явно затруднено движение, что мотивирует водителей не оставлять машины в центре надолго. В качестве положительных примеров приводят опыт европейских столиц.

Противники идеи указывают сразу на целый ряд проблем, без решения которых взимание платы за стоянку по меньшей мере несправедливо. Вытеснение автомобилей из центра города подразумевает внушительную альтернативу в виде удобного и комфортного общественного транспорта. С этого начинали в Москве, пересмотрев схему движения метро и автобусов. Что будет предложено ульяновцам кроме тесных и небезопасных «Газелей»? Развития требует и инфраструктура для велосипедистов, пешеходных зон.

С появлением платных парковок значительная часть автовладельцев, желая сэкономить, будут ставить свои автомобили во дворах жилых домов в центре города. Это наверняка вызовет недовольство местных жителей. Учитывая столичный опыт, людям будет предложено ограничивать доступ машин в свои дворы с помощью установки шлагбаумов, но – за свой счет. Положение усугубляет то, что законодатели до сих пор не отрегулировали вопрос об ответственности за парковку автомобилей на газонах и детских площадках. Федеральный Кодекс об административных правонарушениях штраф за стоянку на газоне не предусматривает. В муниципальных Правилах благоустройства Ульяновска стоянка и парковка транспорта в зеленой зоне запрещены, но никакой ответственности за это также не определено. В 2012 году наказание за движение по газонам, спортивным и детским площадкам было прописано в статье 5 регионального КоАП, однако прокуратура опротестовала эту норму, посчитав, что у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по благоустройству. В итоге статью изъяли.

Наконец, необходимо учитывать специфику Ульяновка, где все основные властные структуры, объекты торговли и досуга расположены в историческом центре города. Именно поэтому сюда стекается столь внушительный автомобильный поток.

Дмитрий Минаев