Экономист Андрей Илларионов проанализировал все известные на сегодня версии, объясняющие, почему был освобожден экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, нашел, что все эти версии не вполне обоснованы, и предложил свою.

В начале 2000-х Илларионов был советником президента Владимира Путина. Потом во взглядах со своим шефом разошелся и уехал из России. Сейчас живет в США, внимательно следит за внутрироссийскими делами и комментирует происходящее. Делает это довольно остро, но всегда интеллигентно. В случае с Ходорковским Илларионов задался тем же вопросом, что и многие, кого эта тема интересует: почему вдруг основатель ЮКОСа был резко выпущен из лагеря и столь же резко заброшен в сердце Европы, город Берлин?

В своем блоге на сайте «Эха Москвы» Илларионов перечисляет шесть версий, которые так или иначе обсуждались в публичном пространстве, и сразу же их опровергает.

Первая: Ходорковского помиловали из гуманитарных соображений, пожалев его больную мать. Поскольку в таких чувствах власть замечена раньше не была и не проявляет их к сидящим за решеткой и их родственникам сейчас, оснований думать так по отношению к Ходорковскому тоже нет, говорит комментатор. Вторая: освободили, поскольку МБХ признал свою вину. Как выяснилось сразу же по прилете узника в Берлин, вину он не признавал. Третья: сыграла свою роль немецкая дипломатия, в частности, бывший министр иностранных дел Германии Ганс-Дитрих Геншер. И эту версию Илларионов считает шаткой, поясняя, что вызволить Ходорковского пытались и экс-премьер Канады Жан Кретьен, и канцлер ФРГ Ангела Меркель, и президент США Барак Обама. Никому не удалось, и непонятно, чем Москву мог «взять» пенсионер Геншер. Ничем, констатирует Андрей Илларионов.

Четвертую версию, исходящую от самого Ходорковского, экс-советник президента формулирует как желание верховной власти России «послать сигнал своему окружению – прекращайте охреневать». Осадите, дескать, коней.

Эту версию Илларионов считает изначально несерьезной.

Пятая: Олимпиада в Сочи. Западные лидеры начали отказываться от поездки на Игры, и им нужно было послать сигнал, которым и стал выход МБХ на свободу. Ну и кто из западных лидеров после этого сигнала изменил свое решение? – спрашивает комментатор. Ответ: никто.

И, наконец, версия №6. Она в том, что российское руководство якобы озаботилось репутацией страны как демократической. «Я не против того, – заявил в одном из интервью Ходорковский, – чтобы Россия лучше выглядела в плане демократического государства». На это Андрей Илларионов отвечает вопросом: «Можно ли допустить, что Михаил Борисович, продемонстрировавший во всех своих интервью и на пресс-конференциях прекрасную интеллектуальную форму и поразивший слушателей точностью своих формулировок, утратил представление о характере российского политического режима, относительно которого у него не было сомнений и десять лет тому назад?».

Илларионов предполагает, что все вышеперечисленные версии не что иное, как туман, призванный замаскировать истинную причину освобождения Ходорковского, коей могла быть только очень масштабная цель. И только ради нее сама «операция помилования» могла проходить при таком количестве бонусов Ходорковскому и нарушений действующих законов. Власть махнула рукой на фактор вины, признания которого так долго от главы ЮКОСа–добивалась. Она забыла, как еще недавно сама заявляла, что у Ходорковского «руки по локоть в крови», как представители Генпрокуратуры говорили о «хороших судебных перспективах» третьего дела МБХ. При этом выпустили Ходорковского с целым рядом нарушений процедуры, вывезя его из колонии без обязательного оформления документов и рано утром, еще до вступления в силу указа президента о помиловании (вступление документа в силу произошло в полдень 20 декабря, а Ходорковский покинул колонию около 4.30 утра). Из страны он отбыл без выездной визы (незаконное пересечение границы). Самолет с ним на борту покинул аэропорт «Пулково» в 15.00, тогда как вышеупомянутый указ уже три часа как действовал, что означает незаконное удержание Ходорковского в неволе. И так далее.

Причина для этого всего должна быть очень серьезной, говорит Илларионов. И причина эта – не Сочи, а Гаага, где на лето запланировано рассмотрение иска акционеров ЮКОСа к России о компенсации за разгром компании, в чем на Ходорковского возложена, вероятно, высокая миссия. Сумма иска, как недавно сообщал «СК», почти 100 млрд долларов, и похоже, что суд склонен его удовлетворить.

Даже если он возложит на Москву обязанность выплатить не всю сумму, а лишь часть, для России это будет большим и материальным, и репутационным ударом, которого ее руководство хотело бы избежать.

Вариант такой. В заключении остаются соратники Михаила Ходорковского, глава МЕНАТЕПа Платон Лебедев и начальник службы безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин, приговоренный к пожизненному заключению. В обмен на их освобождение Ходорковский обеспечивает мировое соглашение сторон в Гааге. Прецеденты подобной торговли чужой свободой уже были, указывает Илларионов. Это: арест Владимира Гусинского и его освобождение в обмен на отказ от акций НТВ; арест соратника Бориса Березовского Николая Глушкова и его освобождение в обмен на отказ Березовского и Патаркацишвили от акций ОРТ; посадка Ходорковского и его освобождение в обмен на его отказ от борьбы за активы ЮКОСа. Очередь дошла до конвертации свободы Лебедева и Пичугина. Иск в Гаагу подал, правда, не Ходорковский, а иностранные акционеры, которые могут не согласиться на такую сделку, и, если Илларионов прав, МБХ предстоит их убедить. Вот за этим он, дескать, и был спешно десантирован в Берлине?

P.S. План, возможно, уже начал работать: Лебедев выходит на свободу

Сергей Поленов