Попытка собрать данные о многоквартирных домах (МКД) в Ульяновске наткнулась на нежелание раскрывать информацию со стороны управляющих организаций, целого ряда ТСЖ и ЖСК. Кому и зачем нужны электронные паспорта домов?
Еще в декабре 2012 года Правительство РФ издало постановление №1468 «О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах». Это было начало электронных паспортов. Предполагалось, что в них будут четко определены границы ответственности ресурсоснабжающих организаций, а также собрана вся документация по дому.
Собственно, это общий тренд на электронный документооборот и попытка перевести в электронную форму всю документацию УК. Правда, в постановлении ничего не сказано о том, будет ли электронный паспорт в свободном доступе для собственников МКД. А как сейчас «доступна» такая же документация в бумажном виде, вы, вероятно, и сами представляете.
Форма электронного паспорта утверждена приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) от 8 апреля 2013 г. №113/ ГС (можно ознакомиться на сайте «Российской газеты» по ссылке: http://www.rg.ru/2013/08/02/e-pasport-dok.html).
В связи с введением с 2014 года обязательной платы за капремонт МКД электронные паспорта, конечно, сильно бы помогли при формировании объективной региональной программы капитального ремонта жилого фонда, но не сложилось. Программу уже начали составлять, а паспорта еще не готовы. И такая картина не только в Ульяновске, а в целом по всей стране… То ли в постановлениях со сроками что-то напутали, то ли излишне понадеялись на расторопность муниципалитетов, которые по закону обязаны создавать эти электронные паспорта.
Проблема, однако, серьезная настолько, что ей лично занялся Президент России Владимир ПУТИН. Он недавно ознакомился с опытом электронной паспортизации МКД в Екатеринбурге, который первым в стране приступил к реализации проекта. У нас в Ульяновске электронными паспортами занимается муниципальное бюджетное учреждение «Дирекция Единого Заказчика».
– Мы столкнулись с тем, что некоторые управляющие организации, особенно ТСЖ и ЖСК, отказываются предоставлять нам информацию о своих домах, – говорит главный инженер МБУ «ДЕЗ» Владимир ЕРЕМИН. – Хотя это нарушение федерального законодательства, на которое распространяется административная ответственность. В отдельных регионах уже штрафуют, у нас мы пока ведем, что называется, мирные переговоры. Проводим встречи с руководителями УК и старшими по домам, пытаемся объяснить, что это не наша прихоть, а закон, который надо выполнять.
Что касается закона, то, согласно упомянутому уже постановлению №1468, все организации ЖКХ, так или иначе связанные с обслуживанием МКД, а также владельцы объектов коммунальной инфраструктуры должны ежемесячно представлять в органы местного самоуправления электронные паспорта домов и объектов, начиная с 1 марта 2013 года. Паспорта должны быть представлены в форме электронного документа и подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. Непредставление указанной информации может повлечь наложение административного взыскания в виде штрафа согласно Кодексу об административных правонарушениях (КоАП РФ), ст. 19.8.1 КоАП. Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 20 тыс. рублей; на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.
– Мне просто искренне жаль своих сотрудников, которые вместо своих прямых обязанностей занимаются сейчас заполнением этих электронных паспортов, – говорит председатель правления ЖСК «Комплекс» Виктор ПАВЛОВ. – Ведь это очень обширный и подробный документ, большой труд, значительные затраты рабочего времени, и все – в никуда, в пустоту! Просто нас заставили, и мы делаем, но ничего, кроме дополнительной нагрузки для нас, это не дает. С 2007 года наш ЖСК ни разу не включили ни в одну государственную программу, ни копейки не дали из бюджета.
Говорят нам: вы – кооператив, сами квартиры покупали, сами их и содержите! Тогда зачем мы вообще должны отчитываться перед властью за то, что на собственные деньги делаем у себя в доме?! Так же сейчас и с региональной программой капремонта будет, нас поставили в конец очереди, на 2046 год. Когда это еще будет, но все равно нас заставляют платить обязательные взносы уже сейчас. Хотя эти деньги мы могли бы использовать на поддержание своего дома в нормальном состоянии. Я не понимаю политику государства, с одной стороны, говорится, что отныне за все в доме отвечает собственник, с другой стороны, нам постоянно бьют по рукам и не дают самостоятельно заниматься управлением нашей же собственностью.
Ради справедливости стоит отметить, что, например, в европейских странах нигде никаких стандартов раскрытия информации через сайт и такого, чтобы управляющие компании должны были отчитываться через Интернет перед властью, нет. Но там, в отличие от России, есть рынок: компания отчитывается только перед заказчиками, перед собственниками жилья, а если тех не устраивает, как работает УК, они ее просто меняют. У нас это звучит как фантастика, и общее правило лишь подтверждается редкими исключениями.
Для того чтобы заполнить электронный паспорт в Ульяновске, руководителю управляющей организации необходимо написать письмо в МБУ «ДЕЗ» на электронную почту ulndez1@gmail.com. В письме указать реквизиты организации (ИНН, КПП, ОГРН, контактный E-mail), ФИО ответственного исполнителя, перечень домов, находящихся в управлении. В ответ будет выслан логин и пароль к закрытому сайту с электронной формой паспорта для дальнейшего заполнения. Телефон для справок: 41-78-91 (ведущий инженер Дмитрий Сергеевич ХИЖОВ).
– После заполнения электронной формы и подтверждения данных электронной подписью информация будет передана в Комитет ЖКХ города Ульяновска, – поясняет Владимир ЕРЕМИН. – Основная задача, насколько я понимаю, – это прозрачность функционирования системы ЖКХ в разрезе муниципального образования, чтобы муниципалитет имел достоверную информацию, которая актуализируется каждый месяц.
Сделать прозрачным ЖКХ – хорошая идея, главное – в процессе не забывать, для чего это все делается. Паспорта ради паспортов никому не нужны. А вот что будет делать Комитет ЖКХ, получив всю эту подробную информацию о жилом фонде города, действительно интересно.
Илья Антонов