Еще одним малоэффективным МУПом в Ульяновске стало меньше. Из муниципального «Лифтсервис» преобразовался в общество с ограниченной ответственностью «Лифтремонт». С чем связаны перемены, и чем они обернутся для города, – на эти вопросы отвечает директор предприятия Юрий КУРГАНОВ.
Начнем с того, что ситуация в жилом фонде нашего городе достаточно напряженная; как и вся инженерная инфраструктура, лифтовое оборудование стремительно изнашивается. Достаточно сказать, что ежегодно устаревают порядка 300 лифтов. А всего в Ульяновске
– 3040 лифтов, и более половины из них уже отработали свой срок, то есть эксплуатируются дольше четверти века. Первый пассажирский лифт в нашем городе появился в 1965 году, с этого же момента ведет отсчет история предприятия бывшего МУП «Лифтсервис», ныне ООО «Лифтремонт».
– Юрий Петрович, в связи с чем произошла смена формы организации из МУП в ООО?
– Частное предприятие имеет более льготное положение при заключении договоров в части цен на материалы и услуги. При муниципальной правовой форме тарифы на услуги по техническому обслуживанию лифтов устанавливались органом местного самоуправления, конкретно – Комитетом по регулированию цен и тарифов администрации Ульяновска. МУП «Лифтсервис» должно было работать только по утвержденным тарифам, и никак не иначе. Это, конечно, снижало нашу конкурентоспособность, по сравнению с частниками. В результате многие наши заказчики (владельцы лифтов) уходили от МУП к частным компаниям-конкурентам, которые могли вести более гибкую ценовую политику. Кроме того, после отмены обязательного лицензирования на рынке лифтовых работ и услуг требования государства значительно ослабли. Как следствие – на рынке появились непрофессиональные организации, осуществляющие свою деятельность на условиях недобросовестной конкуренции. Такие фирмы, как правило, не имеют достаточного опыта работы, у них нет квалифицированного персонала, нет производственных мощностей, за счет этого и цены у них ниже. Основная задача таких фирмочек – получение на обслуживание лифтов в новых домах, которые не требуют особых вложений и затрат, и фактически можно обойтись использованием дешевого труда неквалифицированных «шабашников». Не вкладывая своих средств в развитие производства, не произведя технический и финансовый задел, получив максимальную выгоду от обслуживания новых лифтов, затем такие фирмы просто растворяются, оставляя за собой неисправное оборудование и нерешенные проблемы по дальнейшей эксплуатации лифов. Собственно, чтобы сохранить и удержать заказчиков, было принято решение о создании частной компании ООО «Лифтремонт».
– Что изменилось после перехода?
– В связи со сменой организационно-правовой формы, в соответствии с поставленными задачами, наша организация стала проводить работы одновременно в нескольких направлениях:
• совершенствование структуры договорных отношений;
• формирование ценовой политики;
• оценка стоимости лифтов для правильного формирования капитальных затрат;
• экономическое планирование.
Сегодня в обслуживании нашей организации находится более трети всех городских лифтов, что делает нас безусловным лидером этого сектора рынка. По городу у нас два участка, которые осуществляют техническое обслуживание и ремонт лифтов. Вся информация о состоянии лифтов поступает в объединенную диспетчерскую службу (ОДС) и отражается на мониторах компьютеров, с записью в журнал памяти ПЭВМ, входящих в диспетчерский комплекс.
– Чем сейчас занимается «Лифтремонт», какой объем работ выполняет?
– При заключении договоров на комплексное техническое обслуживание лифтов мы берем на себя обязательства вести круглосуточный контроль за его работой. В распоряжении диспетчера находится аварийная бригада, которая оснащена автомобилем, инструментом и комплектом запасных частей, необходимых для осуществления быстрого ремонта в случае остановки лифта. Содержание и ремонт лифта производится линейной службой, согласно заранее разработанным планом и графиком.
– Занимается ли Ваше предприятие вопросами энергосбережения лифтов или это задачи самих собственников и управляющих компаний?
– В последние годы актуальным вопросом для нашего города является обслуживание объектов ЖКХ с наименьшими затратами. Наиболее показательным в плане экономической эффективности модернизации лифтового хозяйства является оснащение и внедрение в эксплуатацию диспетчерского комплекса «Обь», позволяющего обеспечить диспетчерский контроль за работой лифтов, оперативно решать вопросы, связанные с освобождением застрявших пассажиров из кабин, определять техническое состояние. Кстати, выполнение этих работ и ввод комплекса «Обь» стало возможно только при переходе на частную си-стему обслуживания, т.е. после создания ООО «Лифтремонт». Так как ранее из-за отсутствия финансирования со стороны муниципалитета в размере 10 млн. рублей подключить все лифты на комплекс «Обь» не предоставлялось возможным.
– Какие наиболее острые проблемные вопросы стоят перед предприятием?
– Безопасность людей – вот главный принцип, которого обязаны придерживаться все организации, занимающиеся эксплуатацией лифтов. Сейчас это особенно актуально, ведь примерно треть лифтов в нашем регионе отработали нормативный срок. Контролируя их работу, приходится проявлять особую бдительность. Срок службы лифта составляет 25 лет. После его окончания требуется экспертиза промышленной безопасности. Она определяет, способен ли лифт работать дальше, что необходимо, чтобы продлить срок его работы. Без этой экспертизы эксплуатация механизма запрещена. Организации, эксплуатирующие лифты, должны соблюдать Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Лифт – это очень дорогой механизм, срок эксплуатации которого соизмерим со сроком службы многоквартирного дома, и политика эксплуатации лифта должна предусматривать максимальное сохранение его ресурса, а не интенсивный износ за счет экономии на его техническом обслуживании. Очень важно, чтобы граждане поняли, что теперь ответственность за состояние лифтов лежит и на них тоже. Осознав это, люди перестанут портить лифты: рисовать в них, мусорить, поджигать кнопки. Ведь в итоге на восстановление или замену поврежденного лифта сдавать деньги придется им самим.