В связи с прекращением выдачи квитанций об оплате жилищно-коммунальных услуг в кассах РИЦ ульяновцы боятся остаться без льгот и подтверждения самого факта платежа.
С начала года в кассах РИЦ при оплате «коммуналки» вместо привычной квитанции и прикрепленного к ней чека стали выдавать лишь кассовый чек – наподобие тех, что выбивают в супармаркетах при покупке продуктов. Новшество вызвало множество вопросов, которые мы решили прояснить в Ульяновском филиале ООО «РИЦ».
– Смена чека и квитанции об оплате в отделениях «Регионального информационного центра» произошла в связи со сменой контрольно-кассовых машин (ККМ) во всех отделениях РИЦ и продиктована требованиями Федерального закона № 103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами», вступившего в силу с 1 января 2010 года, – объяснили там. – Согласно закону, был составлен Государственный реестр ККМ: контрольно-кассовая техника, включенная в этот реестр до дня вступления в силу ФЗ № 103 и не соответствующая требованиям закона, могла применяться при приеме платежей только до 1 января 2014 года.
Проблема в том, что выдававшиеся ранее квитанции служили подтверждением оплаты со стороны получателей субсидий и компенсаций. Ксерокопии этих корешков льготники предоставляли в департамент социальной защиты населения, где на их основании и рассчитывали размер выплат. На это в РИЦ заявляют, что никаких препятствий в оформлении льгот не будет и теперь.
– Кроме общей суммы, на которую была совершена оплата ЖКУ, чек нового образца содержит информацию об услугах, показаниях приборов учета (по каждой услуге), сумме оплаты (по каждой услуге).
Льготникам для оформления субсидий достаточно получить в бухгалтерии отделения РИЦ выписку из лицевого счета за шесть месяцев – документ, подтверждающий факт оплаты и начислений по конкретной квартире, – пояснили в ООО «РИЦ».
– Более подробную информацию о предоставленном объеме услуг, тарифах, нормативах, сведения о размере перерасчета, сведения о задолженности, о предоставлении субсидий и льгот на оплату ЖКУ и прочее жители могут получить из платежного документа, который ежемесячно должен предоставляться управляющими компаниями или ресурсоснабжающими организациями, если дом находится в непосредственном управлении. Также информацию по своему лицевому счету вы можете получить с помощью сервиса «Личный кабинет» и в бухгалтерии РИЦ на вашем участке.
Впрочем, у людей возникают и другие вопросы.
– Я всегда храню квитанции об оплате за последние несколько лет, – говорит житель дома по улице Димитрова, 4 Анатолий Петрович.
– Часто это помогает доказывать факт оплаты в споре с управляющей компанией. Да, говорят, что вседанные о внесенных суммах хранятся в компьютерах, но там всегда есть возможность внести изменения, а бумажка есть бумажка. Недавно пошел платить за квартиру, и вместо квитанции кассир мне выдала один только чек. Но ведь всем известно, что краска на таких чеках выгорает и уже через несколько месяцев на них ничего не видно. Я переписал цифры ручкой на обратной стороне чека, но такой чек уже не будет являться официальным платежным документом. Поди потом докажи, что оплатил.
По словам юриста Юрия Щербакова, квитанции об оплате следует хранить в течение трех лет – таков срок исковой давности, определенный Гражданским кодексом РФ. По его словам, квитанции и чеки нужны не только для подтверждения самого факта платежа, но и при предъявлении претензий коммунальщикам, например, в случае необоснованно выставленного или завышенного счета. Чеки, которые со временем выцветают, лучше отксерокопировать.
Вадим Пилюков