24 января по инициативе регионального отделения партии “Единая Россия” состоялся “круглый стол” по вопросу социальных норм на электроэнергию, которые будут введены постановлением Правительства России с первого июля этого года. Обсуждение провел председатель комитета Законодательного Собрания по жилищной политике, ЖКХ и энергетике Геннадий Антонцев.
– До вступления этого документа в силу осталось пять месяцев, а вопросов еще очень много. Постановление преследует две цели: научить людей экономить и ликвидировать перекрестное субсидирование тарифов для населения и предприятий. Однако большинство людей не понимают смысла этой инициативы. Предлагаю проанализировать последствия введения социальной нормы, плюсы и минусы постановления и все риски, которые с этим связаны, а также найти “подводные камни” и возможности их обойти. У нас есть большие сомнения, что к 1 июля все они будут решены, – прокомментировал Геннадий Антонцев.
В качестве пилотного проекта социальные нормы должны были ввести в семи регионах, но один из них оказался не готов, поэтому реально опыт стартовал лишь в шести. Более того, эксперимент захватил не весь календарный год, а, значит, не учитывались изменения потребления электроэнергии в зависимости от времени года. Плюс ко всему, до сих пор не опубликованы результаты эксперимента.
Как бы то ни было, в Ульяновской области уже выведены предварительные показатели величины социальной нормы потребления электрической энергии на основании представленной “Ульяновскэнерго” информации о годовом потреблении по 19 525 домохозяйствам, где проживает по одному человеку. Среднемесячный расход электрической энергии для жилых помещений, не оборудованных электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками составил 122 кВт-ч в месяц. Объем потребления электроэнергии для второго зарегистрированного жильца составит 50 кВт, на каждого последующего – 20 кВт.
Многие собравшиеся отметили, что постановление Правительства имеет сложную систему расчета. Неразбериха вызовет социальную напряженность, многие могут попросту перестать платить до прояснения ситуации.
Более того, для некоторых категорий плательщиков, которые определяются в зависимости от места жительства и использования различных электрических приборов, соцнормы не разработаны. Например, неизвестно, как будут рассчитываться социальные нормы для жителей индивидуальных домов в городе, какая будет оплата у людей, имеющих двух-тарифные счетчики, и так далее. Вопросов сейчас больше, чем ответов.
Директор “Ульяновскэнерго” Михаил Круглое отметил, что для более продуктивного разговора нужно пригласить представителей предприятий промышленности. Ведь данное тарифное регулирование создает неравномерную нагрузку для потребителей:
– Из-за того, что население платит ниже экономически обоснованного тарифа, страдает конкурентоспособность промышленности России. Эти затраты закладываются в себестоимость и отражаются на цене.
Но присутствующие засомневались, что с введением социальных норм цены на продукты снизятся. Игорь Тихонов, заместитель председателя Законодательного Собрания, председатель комитета по социальной политике, сделал акцент на уровне жизни населения:
– Существует ли анализ реальных последствий для жителей? Все понимают, что по карману это ударит, но мы плохо представляем, о какой сумме идет речь и кто возьмет на себя ту социальную нагрузку, которую сегодня частично несет промышленность? Мы уже проходили через резкое повышение тарифов, которое компенсировали точечными мерами социальной поддержки. Другой схемы в России не существует. Хотелось бы понимания, насколько готовы все уровни власти к этой ситуации?
Согласившись с ним, большая часть участников “круглого стола” высказалась за то, чтобы отсрочить введение соцнорм на неопределенный срок.
Все высказанные предложения будут обобщены комитетом областного парламента по жилищной политике, ЖКХ и энергетике и учтены при определении контрольных цифр социальных норм областными законодателями.