Слово «бюджет», может быть, звучит скучно, но это – точка отсчета в развитии территории на определенный период времени. Чтобы судить о приоритетах развития региона, достаточно посмотреть принятый бюджет и отчет о его исполнении.
При ограниченном, а тем более скудном, бюджете всегда возникает выбор приоритетов. Условно говоря, или отремонтировать сельский клуб – или выплатить полмиллиона рублей в качестве литературной премии малоизвестному писателю-националисту за малоизвестную повесть. Оборудовать три десятка пандусов для инвалидов – или купить служебную иномарку для чиновника. Потому что на то и другое одновременно денег не хватит. Поэтому гражданам важно знать бюджетные приоритеты и как они реализуются. По закону информация о бюджете должна быть доступна не только депутатам, но любому гражданину (за исключением отдельных закрытых статей, связанных с обороной и госбезопасностью).
Легко ли обычному человеку получить доступ к информации о бюджете области или района на 2014 год, например, через интернет? В частности, на сайте правительства Ульяновской области можно найти путеводитель по бюджету: это неплохая презентация самого общего вида, очерк стратегии, но без подробностей. Если оттуда перейти на страницу министерства финансов, то там есть архивированные данные о бюджетах, включая текущий, и отчеты об их исполнении, сметы расходов и т.д. Целиком бюджет со всеми приложениями и пояснительной запиской есть на сайте Законодательного Собрания, но чтобы его найти, нужно приложить усилия. Зная, что документ был принят в конце года, придется перелистать списки постановлений ЗСО за ноябрь и декабрь, прежде чем наткнешься на нужную ссылку. Хотелось бы, чтобы на лицевой странице сайта появилась кнопка «Бюджет», которая одним кликом выводила бы на пакет этих важных для региона документов.
На официальном сайте мэрии Ульяновска городского бюджета 2014 года нет, но есть отчеты об исполнении прошлогоднего. Бюджет в подробной росписи довольно быстро находится на сайте Ульяновской Городской Думы, где есть нужная вкладка. К вопросу о приоритетах: сразу же бросается в глаза, что расходы на управление (то есть на муниципальных чиновников и обеспечение их работы) превышают десятую часть общего объема городского бюджета.
Что касается других муниципальных образований, то, например, на официальных сайтах Сурского, Чердаклинского, Новома-лыклинского районов бюджетная информация на 2014 год отыскивается легко, Кузоватовского – ее нет совсем, Павловского – есть только отчет за 2013 год, на сайте Сенгилеевского района бюджета тоже нет, а самые «свежие» отчеты о выполнении целевых программ датированы 2010 годом (выборка сайтов случайна). Таким образом, через интернет бюджетную информацию получить можно, но не без труда, к тому же она слишком «раскидана», то есть нет единой «точки входа».
В век интернета такую точку входа не так трудно организовать, хотя бы в рамках проекта «Открытые данные», который в правительстве продвигает Светлана Опенышева. Главное, что понадобится, – это удобный программный интерфейс, который позволял бы легко перемещаться между разделами и уровнями бюджета и искать информацию любой степени детализации, вплоть до сельского поселения. Критичным для этого ресурса будет и своевременное обновление информации. Разработку такой системы не жалко было бы профинансировать из бюджета в силу общественной важности такого инструмента.