В 1968 году, когда советские танки были введены в восставшую Прагу, на Красную площадь в Москве вышла кучка людей на пикет солидарности с гражданами Чехословакии. В руках у пикетчиков были плакаты со словами: «За вашу и нашу свободу!». В связи с событиями в Украине лозунг впору видоизменить до следующего: «За жизнь – свою и нашу!».

События в Украине приняли трагический оборот, и можно сколько угодно рассуждать о руке Вашингтона или Берлина, но факт остается фактом – это украинский ответ на попытки Виктора Януковича писать московский диктант. И учителя, и ученик оказались не очень умны: хотели сбить майдан запугиванием, но просчитались. Не знаю, чем там все закончится, но знаю, что если Украина вырвется из бандитских объятий и сделает шаг в сторону Европы, это даст шанс и России. В противном случае – деградация и новое средневековье, о чем предупреждает весь российский опыт.

Опыт свидетельствует – нравится это нам или нет, что все, что имеет сегодня Россия, она взяла у Европы.

Начиная с собственного названия, заимствованного, как известно, у скандинавского племени, представителем которого был Рюрик, призванный нашими предками на княжение. Первое упоминание об этом факте содержится в летописи «Повесть временных лет»: «Идоша за море к варягом, к руси». То есть пошли за море к варягам, к руси и «сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

Пришел Рюрик с братьями и дружиной, которые создали нашу государственность и дали название стране и народу.

С этой версией не спорил ни один серьезный отечественный историк – от Михаила Щербатова и Николая Карамзина до Сергея Соловьева и Василия Ключевского. Возражать на нее пытался лишь поэт и ученый Михаил Ломоносов. Не отрицая факта призвания Рюрика, Ломоносов не хотел признавать его скандинавского происхождения и выводил и самого Рюрика, и название народа, и название страны из немецкой Пруссии: Пруссия, По-руссия, Руссия – вот вам, дескать, и наша родословная.

Во времена Ломоносова (царствование Елизаветы II и Екатерины II), возможно, и был смысл в таких «корректировках», сейчас нет никакого, поскольку и скандинавские Швеция и Норвегия, и Пруссия-Германия – это все теперь просто Европа.

В истории России среди веков прозябания было несколько взлетов, когда она становилась сильной и успешной, и происходило это в моменты ухода от «родимого» мракобесия и перехода на европейские рельсы. Первый такой поворот совершил император Петр Великий. Силой, ценой тысяч и тысяч жертв, включая и собственного сына – лидера «старозаветной» партии, император поставил свою страну лицом к Европе, ввел по образцу европейских административное деление и государственные учреждения. Принудил чиновников поменять одежду – на европейскую, указал на место попам, трепля их, случалось, за бороды. Обязал власть имущих изучать и осваивать европейские науки и юриспруденцию.

Результаты этой прозападной реформы Петр увидел еще при своей жизни – последовали победа в Северной войне (над шведами) и другие успешные военные кампании, у России появились флот и регулярная армия, она закрепилась на берегах Балтийского и Черного морей, дочерей император выдал замуж за европейских владетелей, и свое правление увенчал новой столицей государства – городом Санкт-Петербургом, блистательным и европейским. Но после его смерти началось быстрое захирение, в силу вновь вошла церковь, дочь Петра Елизавета II проводила время в балах и богомольях. Не сильно помогла даже императрица из чистых немцев Екатерина II, прозванная, тем не менее, Великой.

Очередной подъем страны и народного духа совпал с правлением внука Екатерины Александра I, европейца по образованию и образу мыслей. Достижения александровской эпохи общеизвестны, и главное из них – разгром Наполеона. Потом, практически до начала XX века, в стране возвращение к «истокам» и… проигранная Крымская война 1853-1856 годов, проваленная русскояпонская война 1904-1905 годов, когда на Дальнем Востоке, при Цусиме, был затоплен фактически весь наш военный флот, крах в первой мировой войне, начавшейся ровно 100 лет назад, 1 августа 1914 года. Во все эти годы России жила под триадой «самодержавие, православие, народность».

Прервал падение страны Ульянов (Ленин), вновь повернувший ее на европейский путь, следствием чего стала быстрая индустриализация, создание атомной бомбы, выход в космос и первый человек в нем из числа русских (Юрий Гагарин, 1961 г.). Обошелся этот поворот, однако, как и при Петре, большой кровью и большими потрясениями.

Сегодня Россия снова в прострации. Ничего не производит, упустила технический прогресс, довольствуясь китайскими и корейскими изделиями, населенные пункты исчезают с сумасшедшей скоростью, народ обозлен, и набирает силу мракобесие. Так что украинцы сражаются сейчас и за нашу жизнь тоже. Или – тупик.

Андрей Семенов