И Россия в целом, и ее регионы, по-моему, помешались на привлечении инвестиций, и лучше бы иностранных, но, как показывает практика, даже большие финансовые потоки не приводят к повышению качества жизни на территориях, в которые эти потоки вливаются.
В январе на форуме в швейцарском Давосе речь российские представители вновь вели в основном об инвестициях, которых, как считают наши экономисты, явно недостаточно для поступательного развития страны. Из того, что приходит сегодня, 80 процентов распределяется всего на десять регионов России. В числе «счастливчиков», понятное дело, – Москва и Московская область, Петербург и Ленинградская область… Среди них – и Республика Коми. То есть Коми как бы пухнет от инвестиционных денег.
В январе же, в дни давосского форума, стало известно, что в этой республике отменено движение пассажирских автобусов между населенными пунктами. Просто взяли и все свернули – под предлогом, что пассажирский транспорт убыточен. По какому-то телеканалу показали и эти занесенные снегом автобусы, и директора предприятия, сетовавшего, что в прошлом году автобусы дотировались, в этом же дотаций нет, и он уволился. Как теперь жить людям в деревнях и поселках? Как хотят, так пусть, видимо, и живут. На чем хотят, на том и ездят в райцентры, где теперь только и сохранились, например, медучреждения, в столицу Коми – город Сыктывкар – и из нее – в деревни и поселки.
Вот такие управленческие «решения» и питают ностальгию народа по советским временам. Я сам вспоминаю то время иногда, как розовый сон. Однажды, наверное, в 80-е, собрался на свою малую родину в весеннюю распутицу. Разливы же в те годы были не то, что сейчас, когда воды бывает воробей вброд перейдет, а МЧС уже рассылает телефонограммы: «Всем!
Всем! Всем!». Тогда это было всерьез – автобусы проехать не могли, но летал самолет – легендарный, всепроходимый, неприхотливый и на 100 процентов безопасный «АН-2», на котором я и отправился в село Астрадамовка Сурского района. Аэродромом в Астрадамовке служило поле, на его краю стоял деревянный дом – наш аэровокзал. На борту было 12 человек: десять пассажиров и два члена экипажа. В пути посадка в промежуточном пункте – в селе Новые Маклауши (Майнский район). В Маклаушах девять человек вышли, и в салоне я остался один.
– А тебе куда? – выглянул из кабины командир.
– В Астрадамовку.
– Значит, летим в Астрадамовку, – сказал он, и самолет побежал по полю. Когда я пришел в свою деревню, мои старики удивились: на чем приехал? «На самолете, – говорю, – он меня одного привез».
Общественный транспорт – это не чья-то прихоть и не источник прибыли, а социальная функция, и так не только в СССР было, так и сегодня во многих странах (классический пример – бесплатные автобусы и трамваи в эстонской столице, городе Таллине). Организация транспортного сообщения – прямая обязанность власти.
Это показатель упорядоченности жизни, показатель вообще того, что власть в государстве есть. Иначе – зачем она? Это с одной стороны. С другой – власти Коми отменили дотации на автобусное сообщение, вероятно, изза проблем с бюджетом, но почему эти проблемы есть и почему они усугубляются, если в регион идут инвестиции? Почему по всей стране отменяют пригородные электрички, бросая население, как перед наступлением войск агрессора? Инвестиции кривые? Какой тогда интерес населению в них? Получается, что в России не решаются не только проблемы с Пенсионным фондом, о чем писал в «СК» недавно ульяновский предприниматель Алексей Федоров, но не работают и вообще законы экономики. Уникальная страна. Но сколько, однако, ее можно насиловать?
Василий Мельник