Верховный суд РФ обязал страховые компании выплачивать немалые штрафы своим клиентам за несправедливый отказ в деньгах. Надбавка за жадность составит, как минимум, половину от суммы, которую должны были бы заплатить человеку по-хорошему.

Весной прошлого года ульяновец Михаил Хохлов угодил в ДТП. Оказавшись в роли пострадавшего, мужчина обратился за выплатой по ОСАГО в рамках прямого возмещения убытков (ПВУ) в «свою» страховую компанию.

Виновник ДТП был застрахован в другой компании. Свой страховщик в выплате отказал, сославшись на то, что «страховщик причинителя вреда не подтвердил возможность урегулировать заявленное событие в рамках прямого возмещения убытков». Тогда гражданин обратился за выплатой в компанию виновника. Но и тот отказал в деньгах с формулировкой: «Не представляется возможным установить лицо, виновное в причинении вреда».

Михаил не согласился с отказом и обратилась в суд, требуя взыскать выплату со своего страховщика. Суд первой инстанции взыскал со страховщика выплату и 50-процентный штраф за отказ добровольно удовлетворить тре-бование клиента. Областной суд оставил это решение в силе.

Другой типичный случай. Виктор Молочай, паркуясь, повредил автомобиль о металлическую ограду. Будучи обладателем полиса КАСКО, он обратился к своему страховщику за компенсацией убытков. Там приняли заявление, осмотрели автомобиль, определили ущерб, но с выплатой явно не торопились. Прождав два месяца, автовладелец обратился в суд, предварительно проведя независимую автоэкспертизу. В иске Виктор потребовал 90 тысяч рублей возмещения за поврежденный автомобиль, 20 тысяч компенсации морального вреда, 89 тысяч неустойки, рассчитанной как три процента от суммы страховой выплаты за каждый день просрочки, и штраф в размере 50 процентов от взысканной судом суммы.

Суд первой инстанции взыскал в пользу гражданина страховое возмещение, однако во взыскании штрафа, компенсации морального вреда и неустойки отказал. В своем решении суд указал, что требование о взыскании страховой выплаты не связано с реализацией прав, предусмотренных законом о защите прав потребителей. А ответственность за нарушение права на получение выплаты предусмотрена статьей 395 Гражданского кодекса. Это решение было оставлено в силе апелляционной инстанцией.

До сих пор у судов не существовало единой позиции по вопросу взыскания потребительской неустойки, потому решение Верховного суда, что называется, назрело.

Как говорится в определении ВС РФ, если с потребителем обошлись неласково в финансовом смысле, не заплатили всего, что положено, или вовсе отказали в каких-то законных просьбах, то суд должен оштрафовать таких отказников. Обидчикам придется заплатить пятьдесят процентов сверх суммы, которую с них взыщут.

В случае со страховой компанией, чтобы определить размер штрафа, надо сложить сумму положенной страховки, моральный ущерб, судебные расходы клиента и тому подобное. Половина полученной суммы и будет штрафом. Причем получить деньги должен именно клиент: так предписывает постановление пленума Верховного суда России по делам о защите прав потребителей.

Хотя решения Верховного суда касаются конкретных дел, они, несомненно, должны повлиять на судебную практику. Потому что нижестоящие инстанции теперь знают позицию высшего суда, и решать както иначе уже не с руки. Подобный подход распространяется на все виды страхования: ОСАГО, КАСКО, любые другие полисы.

Важно, что такой подход распространяется и на договоры страхования, заключенные до выхода постановления пленума Верховного суда.

Следовательно, несправедливые действия страховщиков и решения судов, вынесенные ранее, могут быть обжалованы.

Вадим Пилюков