МУП “Ульяновскэлектротранс” в наступившем году отметил сразу два юбилея: 60 лет со дня открытия трамвайного движения и 40 лет со дня открытия троллейбусного. О том, как в областном центре электротранспорт зарождался, развивается сейчас, и о том, какие планы на будущее есть у городской власти и руководства предприятия, – наш сегодняшний материал.
В СИЛУ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
В Симбирской губернии начала XX века городской транспорт состоял лишь из извозчиков и ломовых (перевозчиков тяжелых грузов), в то время как в 35 городах дореволюционной России население катило по своим делам уже в электрических трамваях.
И всё же Симбирск был важным административным центром, преобразования в котором были крайне необходимы. Среди прочего, перед городской властью остро стояла задача строительства электрического трамвая для соединения пристаней на Волге с городом. Вопрос об этом Городская Дума впервые подняла на заседании в 1910 году. Тогда предполагалось, что трамваи будут перевозить не только пассажиров, но и грузы.
Разработка вопроса затянулась на два года. В 1912 году первый маршрут был утвержден окончательно. Он состоял из трех линий: Вокзальной, Подгорной и Спасской.
И уже активно начал производиться расчет электроэнергии, которую будет тратить трамвай, обсуждаться его внутренний вид, тарифы на проезд, как началась Первая мировая война. К плану строительства вернулись лишь в 1918 году, но грянувшая Гражданская война и последовавшие за ней события заставили вновь отложить проект.
К вопросу об установке трамвайной трассы в областном центре вернулись уже после Великой Отечественной войны, в 1948 году. Весной через год на улицах города начались проектно-изыскательские работы, укладка первых трамвайных линий, и 5 января 1954 года в Ульяновске началось регулярное трамвайное движение. Маршрут №1 протяженностью 13,8 км связал трампарк и Старый вокзал.
История троллейбусного движения в Ульяновске начинается 4 января 1974 года с открытия маршрута №1 “Стадион “Заря” – ж/д станция”. Первая троллейбусная линия длиной 11 км протянулась по улицам Верхней Террасы. В 1976 году линия была продлена до завода им. Володарского на Нижней Террасе. В 1980-е годы бурное развитие троллейбусной сети было связано со строительством Нового города.
НАШИ ДНИ
Сегодня сложно представить себе Ульяновск без городского электротранспорта, услугами которого ежегодно пользуются порядка 40 миллионов пассажиров. С 2013 года он официально признан основным перевозчиком, социально значимым видом пассажирского транспорта.
Помимо постоянно увеличивающихся трамвайных и троллейбусных линий, которые призваны соответствовать быстрому темпу развития города, с 2012 года по инициативе главы Ульяновска Марины Беспаловой и при поддержке губернатора Ульяновской области Сергея Морозова ведется активная работа по развитию городского электротранспорта. В 2012 году было закуплено 15 трамваев и 5 троллейбусов современного типа с электронной энергосберегающей системой управления, дополнительными отопителями калориферного типа, автоинформаторами, световыми табло с бегущей строкой. В прошлом году за счет средств федерального бюджета приобретены 15 новых троллейбусов, 14 из которых – с низким уровнем пола.
Благодаря всесторонней поддержке городской власти, в 2012 году, впервые за последние 20 лет, в Новом городе до парка “Прибрежный” построена новая троллейбусная линия длиной более 3 км, введены 3 маршрута. В прошлом году 12 км контактных сетей было смонтировано по проспектам Ленинского Комсомола, Дружбы Народов и Сурова. Маршрутная сеть минувшей осенью пополнилась еще двумя троллейбусными маршрутами, №№б и 12. Все это позволило значительно улучшить транспортную доступность микрорайонов Заволжья.
Для повышения комфортабельности поездок в городском электротранспорте начата работа по оснащению старых моделей трамваев и троллейбусов дополнительными отопителями.
Особую роль в МУП “Ульяновскэлектротранс” играют, конечно же, люди, которые и днем и ночью обслуживают трамваи и троллейбусы, чтобы те бесперебойно выходили на пути. Многие сотрудники работают на предприятии уже не один десяток лет и о своем выборе не жалеют.
– Я тружусь здесь уже полвека, привел меня 16-летним парнишкой отец, сказав, что пора начинать работать. Специально нигде не учился, не было тогда возможности, поэтому разбираться, что к чему, приходилось прямо в цехе. К своей работе прикипел всем сердцем и душой, это мое место, – говорит Борис Клинцов, бригадир электроучастка. Несмотря на нелегкие рабочие будни, 29 лет в команде электротранспорта – Людмила Карпаева, водитель трамвая,
– Работа наша не из простых: встаем обычно в три часа утра, каждый день на нас ответственность за транспортное средство и за жизни пассажиров. Всегда нужно быть внимательным, собранным, дисциплинированным. Но я нашла свое призвание, и ни разу у меня не возникло мысли поменять место работы, – рассказывает Карпаева. На электротранспорте работают не только люди старшего возраста. Сейчас из 1783 специалистов предприятия 250 – работники, которым нет 35 лет. По словам Марии Семыкиной, председателя профкома, в последние несколько лет молодежь всё чаще приходит учиться (обучение водителей осуществляется собственными силами на базе предприятия) на “Ульяновскэлектротранс”. И, что интересно, увеличилась численность мужчин, хотя раньше водителями электротранспорта были в основном женщины.
ВПЕРЕД ИТОЛЬКО ВПЕРЕД
На достигнутом предприятие останавливаться не собирается.
– Одна из перспектив на ближайшее будущее – введение электронного проездного билета. В 2014 году мы надеемся попасть в федеральную программу “Доступная среда”, что позволит нам продолжить работу по улучшению и обновлению городского электротранспорта.
Мы будем и дальше развиваться на благо города, – комментирует директор МУП “Ульяновскэлектротранс” Алимжан Абубекяров.
Кроме того, в городской администрации отмечают важность транспортного обеспечения промышленной зоны “Заволжье”. Для решения этой задачи обсуждается приобретение первых в Ульяновске троллейбусов с автономным ходом. Возведение нового жилого микрорайона “Запад-2” в перспективе потребует строительства контактных сетей по улицам Новая и Фестивальная в Новом городе. Оснащение заволжских улиц троллейбусными линиями необходимо также на проспекте Филатова, чтобы связать проспекты Ленинского Комсомола и Созидателей.
Редакция “Молодежной газеты” поздравляет коллектив МУП “Ульяновскэлектротранс” с 60-летием предприятия и желает ему здоровья, сил и упорства в работе, дальнейшего процветания и стабильности.