Похоже, в регионе разворачивается самая настоящая война ритуальных компаний. Именно они подняли шум об “аморальном деле” – когда за информацию о скончавшемся человеке медики и правоохранители якобы получают “откаты”. Так кто же заинтересован в смерти, разбиралась “Молодежка”.
ТУТ КАК ТУТ
Недавно в интернете появилось открытое письмо руководителей и директоров ульяновских ритуальных служб к руководству города. Просьба одна: провести собрание попечительского совета по вопросам похоронного дела и обсудить одно “аморальное поведение”.
В Ульяновской области участились случаи, когда работники скорой помощи и правоохранители после констатации смерти человека якобы сразу сообщают о “клиенте” в похоронные агентства, передавая им необходимые данные. По мнению ритуальщиков, стоимость информационной услуги колеблется от 3,5 до 5 тысяч рублей.
Доходило до курьезов. Еще не все родственники знали о кончине близкого человека, а в квартире уже появлялся похоронный агент. Было и такое, что представители похоронной службы приезжали раньше медиков.
– У меня умерла мать, вызвали скорую, приехали, зафиксировали смерть. Не прошло и пяти минут после того как медики ушли, и на пороге квартиры появился похоронный агент, стал навязывать свои услуги, – рассказывает ульяновец Владимир Селезнев. – Мы в шоке, а он нам о своих расценках. Выгнали его за дверь.
Это аморально, считают многие.
Сама проблема наводит на мысль о возможных коррупционных связях.
– В основном, информация поступает от работников правоохранительных органов и здравоохранения, – считает директор ульяновского МУП “Ритуальные услуги” Александр Назаров. – Но поймать того же врача на предоставлении информации практически невозможно. Госдума РФ планирует принять закон, чтобы создать правовое поле для наказания таких ритуальных компаний, вплоть до уголовной ответственности. Но кто будет все это контролировать?
СЕМЕРО НА ОДНОГО
Пока же в сфере похоронных услуг господствует бесконтрольность. Лицензирование фирм давно отменено. Кто как может, так и зарабатывает. Похоронные агенты, купившие информацию, сразу же выезжают на место и, пользуясь подавленным состоянием родственников, навязывают свои услуги. Родные, часто находясь в шоке, подписывают бумаги, даже не вникая в расценки и условия.
– А потом выясняется, что цены на погребение завышены в два-три раза, – говорит Александр Назаров. – Это безнравственно. К тому же такие уловки ставят похоронные компании в неравные условия конкуренции.
Сегодня в области на рынке похоронных слуг более 140 ритуальных контор. В день в Ульяновской области умирает в среднем 20-25 человек. Следовательно, на одного покойного приходится минимум 7 ритуальных агентов! Конкуренция жесткая. Поэтому агенты изощряются различными способами заполучить “клиента”. В итоге покойники превратились в товар.
Плюс ко всему, на рынке есть агенты, не зарегистрированные в налоговой службе. Размер теневого похоронного рынка в Ульяновске достиг 40%, тогда как еще четыре года назад нелегальные ритуальные услуги составляли не более 10% рынка.
ТЕЛА-ЗА ДЕНЬГИ?
На этой неделе проблему обсуждали на заседании областного правительства. И многие чиновники оказались не готовы ответить на назревшие вопросы.
Умер человек, но родные четыре часа ждут, пока к ним приедет полицейский или следователь. Участковые врачи отказываются выдавать справку о смерти (мотивируют запретом главврача: мол, только через морг). Как будто судмедэксперты лучше разбираются в этом вопросе.
Говорят, в одном из городских моргов, чтобы получить тело, надо заключить договор с некой коммерческой ритуальной компанией, которая обосновалась в застенках медучреждения.
Есть проблемы с доставкой тел из районов области в морг. Так, недавно родственники из Циль-нинского района были вынуждены везти покойного на своей машине. Нет единого понимания: кто вообще должен этим заниматься?
Меж тем, годовой оборот похоронного бизнеса перевалил за 70 млн рублей.
Есть ещё одна проблема. Тему-то подняли сами похоронные агенты. Есть версия, якобы это им на руку: мол, хотят отсечь конкурентов. Тогда останутся две-три компании, которые будут держать региональный похоронный рынок.
Тем не менее, власти обещают навести порядок. Решено создать рабочую группу, которая разработает конкретные предложения. Но ритуальщики не верят, что это изменит ситуацию.
КСТАТИ
В Ульяновской области 954 кладбища, 849 из них действующие. Там работает 214 сотрудников. В прошлом году в регионе умерло порядка 18 тыс. человек.
Арсений КОРОЛЕВ