В СМИ нередко появляется информация о проблемах сирот, которые не могут обзавестись положенным по закону жильем. Жилищные сертификаты отменены, но и готовые квартиры власть выдавать не торопится. Дети, и так испытавшие в своей жизни немало потрясений, вынуждены месяцами обивать чиновничьи кабинеты, обитатели которых лишь разводят руками: «Ждите».
266 детей-сирот из Ульяновска, которые по закону должны были получить квартиры от государства в прошлом году, остались без жилья. Причина – не в дефиците бюджетных средств, на что любят ссылаться власти, а в элементарной нерасторопности или некомпетентности городских чиновников.
Больше года назад, еще в январе 2013-го, вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012-года №15-ФЗ «О внесении изменении в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На российские субъекты, в том числе и на нашу область, возложена обязанность обеспечения детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями из специализированного государственного жилого фонда.
Конечно, воспитанники детских домов получали от государства помощь и раньше – в виде жилищного сертификата, – после чего сами должны были подыскивать себе квартиру или дом. Однако часто приобреталось непригодное для проживания жилье либо за дело брались мошенники, завышавшие стоимость приобретаемой жилплощади или вовсе оставлявшие нуждающихся без крыши над головой.
Именно для защиты детей от подобных ситуаций и был принят новый закон. Теперь квартиры детям-сиротам предоставляются по договорам социального найма за счет специального жилищного фонда, находящегося в собственности Ульяновской области. Средства на закупку квартир в полном объеме выделяются из федерального бюджета.
Теперь самое интересное. Как мы выяснили, в Ульяновской области за приобретение квартир отвечает Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта. Еще в начале 2013 года на покупку квартир федеральный бюджет выделил более 300 миллионов рублей. За прошедший год с покупкой квартир справились городские чиновники из Барыша, Инзы, не отстали от них их сельские коллеги из Большого Нагаткино, Новоспасского, Тереньги… А вот Ульяновск за деньгами на квартиры для сирот так и не обратился.
Как пояснили в министерстве, условия для обеспечения детей-сирот предельно просты – все муниципальные образования региона приобретают однокомнатные квартиры с отделкой общей площадью не менее 33 квадратных метров в новостройках по цене, ежеквартально устанавливаемой Министерством регионального развития РФ. Учитывая, что в первом квартале 2013 года она составляла 26,55 тысячи рублей за метр, предлагаемая стоимость квартиры составляла 876,2 тысячи рублей, в четвертом квартале 2013 года, соответственно,
– 28 тысяч и 924 тысячи рублей. Умножаем эту сумму на 600 квартир и получаем те самые сотни миллионов рублей, что выделил нашей области федеральный центр.
Понятно, что для покупки не одной, а почти 600 квартир по всей Ульяновской области необходимо, чтобы эти квартиры кто-то построил. Это хорошо понимают в районах Ульяновской области, где с новым жильем не столь радужно, как в Ульяновске. Поэтому в течение 2013 года в Ульяновской области было проведено 89 открытых аукционов по приобретению квартир для детей-сирот, квартиры закуплены в большинстве районов области: в Барыше, Инзе, Базарном Сызгане, в Цильнинском, Новоспасском, Тереньгульском и Сурском районах области, то есть везде, где главы районных администрации не на словах, а на деле занялись выполнением федеральной программы. Сформированы земельные участки, выставлены на торги, выданы необходимые разрешительные документы, заключены договоры долевого участия в строительстве жилья.
А вот в областном центре – тишь да гладь. Какие деньги? Какие сироты? И это в Ульяновске, где в жилье нуждается наибольшее количество детей-сирот – 266 человек! Сначала городская администрация оправдывалась тем, что выделенных федеральным центром денег по 28 тысяч рублей за квадратный метр им на квартиры мало. Решением губернатора Ульяновской области Сергея Морозова за счет областного бюджета предусмотрели доплату в семь тысяч рублей, тем самым увеличив стоимость квадратного метра до 35 тысяч рублей.
Казалось бы, решение проблемы найдено – вот они, деньги, стройте на них новый дом, и все! Но не тут-то было. Оказалось, что на чиновников Ульяновска возложена еще одна «непосильная» обязанность – формировать под строительство жилых домов земельные участки для последующего их выставления на торги. Задача, с которой в большинстве муниципальных образований региона справляются легко, в Ульяновске вызывает необъяснимые сложности.
Как рассказала руководитель пресс-службы городской администрации Светлана Шмелева со ссылкой на исполняющую обязанности главного архитектора Ульяновска Татьяну Трифонову, «в настоящее время ведется работа по формированию четырех земельных участков под комплексное освоение для жилищного строительства». «Все участки расположены на Нижней Террасе, всего на них планируется построить десять многоквартирных жилых домов, один из которых будет предназначен для детей-сирот», – пояснила Шмелева.
Но вот конкретную дату окончания работ и выставления земельных участков на торги в горадминистрации назвать отказались, обозначив весьма расплывчатые временные рамки: «февраль-март». Не смогли городские чиновники и внятно объяснить причины, по которым процесс выделения земель под строительство жилья для детей-сирот задерживается более чем на год, а учитывая дату принятия федерального закона – на два года.
В октябре прошлого года прокурор Ульяновской области внес чиновникам представление о необходимости устранения нарушений в реализации Федерального закона №15-ФЗ. По информации надзорного органа, на тот момент в списке на обеспечение жильем в регионе состояло 325 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, большая часть из которых – в Ульяновске. При этом за девять месяцев 2013 года в области было приобретено только 24 квартиры, а в Ульяновске – вообще ни одной, сообщает прокуратура. Между тем по региональной комплексной программе общий объем финансирования обеспечения данных детей жильем за счет областного бюджета на 2013 год составлял более 340 миллионов рублей. Большая часть этих денег так и осталась неосвоенной, а чиновники – безнаказанными.
Справедливости ради стоит отметить, что проблемы с жилищным обеспечением детей-сирот существуют и в других регионах. К примеру, на этой неделе был арестован заместитель мэра Читы Вячеслав Шуляковский, которого уличили в превышении должностных полномочий. По версии Следственного комитета России, чиновник оказался причастен к хищению 13 миллионов рублей, выделенных на покупку квартир для детей-сирот. Председатель комитета по развитию инфраструктуры Шуляковский задержан, в его квартире проведен обыск, возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Как пояснил представитель СКР Владимир Маркин, чиновники городской администрации искусственно ограничивали доступ к аукционам по приобретению квартир для детей-сирот.
Итак, прошло уже два года бездействия. Даже если разворошить все это гнездо, то все равно детям придется ждать еще минимум два года – срок оформления необходимых документов для строительства в нашем регионе не менее года, да сама стройка продлится еще год. Получается, что даже при идеальном сценарии сироты, которые должны были получить квартиры еще в прошлом году, смогут справить новоселье лишь в конце 2016 года. А списки нуждающихся воспитанников детских домов тем временем будут постоянно увеличиваться…
Александр КОРШУНОВ