Руководитель ульяновского Управления Федеральной антимонопольной службы Геннадий Спирчагов на традиционной встрече со СМИ поднял ряд важных тем, касающихся не только работы УФАС, но и, например, системы наказаний проштрафившихся чиновников.

Помогут только дисквалификация и уголовные дела
С чиновниками и должностными лицами Управление Федеральной антимонопольной службы работает регулярно – причем зачастую с одними и теми же: после того как одного человека оштрафуют за серьезное наказание, он не только остается работать на прежнем месте, но даже может получить повышение.
– Штрафы, к сожалению, не действуют, – считает Спирчагов. – Чиновников можно напугать только двумя вещами: или угрозой уголовного преследования, или дисквалификацией. Остальное в нашей стране неэффективно.
Спирчагов говорит, что за последние пять лет за нарушения по госзакупкам было оштрафовано множество чиновников. Причем суммы штрафов были немаленькими – и по 30 тысяч, и по 50 тысяч рублей. После такого наказания некоторые уехали даже на повышение в Москву.
Зато попытка дисквалификации всегда приводила к одному и тому же – руководитель переставал быть им до окончания процесса дисквалификации, чтобы не лишиться возможности занять место руководителя в какой-либо структуре на ближайшие три года. Так было и с некоторыми ульяновскими чиновниками.
Да и привлекают чиновников к ответственности далеко не всегда. Спирчагов рассказал о ходе дела по проекту ЗД ГИС в Ульяновске, на создание которого выделили 300 миллионов. В конце 2013 года в УФАС пришло извещение от УМВД России по Ульяновской области о том, что возбуждено уголовное дело против ОГБУ «Электронный Ульяновск», через которое эти деньги и прошли. «Симбирский курьер» писал о том, что во всей этой истории зампред правительства Светлана Опенышева заплатила штраф в 20 тысяч рублей, который ей позже не удалось оспорить в арбитражном суде.
К сожалению, и частные организации, и власти не спешат расставаться с проштрафившимися сотрудниками.
– У нас были случаи, когда главы администрации по нескольку раз получали штрафы по 50 тысяч рублей, – рассказывает Геннадий Спирчагов. – Потом они же в суды приносили поддельные документы, а это фальсификация, уголовная статья. Представьте, если они в суд несут такие документы, что тогда кладут на стол губернатору?

Одолели ВоТГК, но одолел спам
В целом, оценивая итоги 2013 года, руководитель ульяновского Управления Федеральной антимонопольной службы отмечает, что год был успешен на важные судебные решения, многое получилось, но некоторые ожидания и не оправдались.
Положительных тенденций много: было завершено победой много сложных и резонансных дел – оштрафовали впервые на восемь миллионов рублей ВоТГК, например, которую поймали на самовольной установке тарифов на горячую воду, заставили платить штрафы УльГЭС, ОАО «Ульяновскэнерго»…
– В 2013 году наши ожидания по увеличению штата УФАС и зарплаты сотрудников не оправдались, – говорит Геннадий Спирчагов. – Это может повлечь текучку кадров, которая уже наблюдается в других территориальных управлениях. Мы до сих пор являемся самой маленькой федеральной службой в стране – 2500 человек на всю страну. У других структур – 100 тысяч, 80 тысяч и так далее.
При этом происходит постоянный рост дел, рассматриваемых УФАС. Основная головная боль – это смс-спам, от которого все люди уже устали, а особенно – антимонопольщики. Речь идет о различных рекламных сообщениях, которые постоянно приходят на телефоны горожан: открылась баня, появилось такси, в магазине скидки… На такую рекламу человек по закону должен дать согласие, но эсэмэски шлют абсолютно всем, что абсолютно всех и раздражает. Люди идут с обращением в УФАС. В отдел контроля рекламного законодательства, где работают два человека, в 2012 году пришло 11 таких заявлений, в 2013 – уже 173, к концу января 2014-го – около полусотни. Каждое дело рассматривается, иногда даже удается вывести нарушителей на чистую воду – так, одну организацию в 2013 году оштрафовали на 100 тысяч, что было огромным успехом при общей тенденции. Чаще всего такие дела «уходят в песок», по словам Спирчагова. Дело тут в недоработке законодательства – смс-спам рассылают даже с номеров давно умерших людей. Например, одним из ульяновских «спамеров» оказался житель Дальнего Востока, который скончался два года назад. Найти человека, который это делает с его телефонного номера, практически нереально, а заблокировать номер операторы не имеют права. Выход антимонопольщики видят только в том, чтобы решать такие проблемы техническим путем: человек приходит к своему оператору и просит заблокировать номера, с которых ему приходит спам. Иначе УФАС погрязнет в этих безысходных делах.
Становится больше жалоб и в других областях. Так, в 2012 году на нарушения в сфере антимонопольного законодательства было направлено 204 заявления, в 2013-м – уже 252. Это тенденция не одного года – количество заявлений постоянно растет. Выходит, люди верят в УФАС больше, чем в кого-либо.
Сергей ГУРЬЯНОВ