Торговых центров в Ульяновске уже слишком много на душу населения.

Бутиков в них огромное количество.

Одежда настолько разнообразна, что сложно понять как выбрать модное, актуальное? Может, лучше по старинке обратиться к портнихе? О том, что следует шить и что «будет носиться», нам рассказала доцент кафедры художественного проектирования УлГУ Наталья Ушакова.

Одежда, в которой мы живем

Наталья Васильевна Ушакова одна из преподавателей университета, готовящих будущих дизайнеров костюма. Уже в первые годы работы, в начале 2000-х годов, ее ученики внесли нечто необычное в художественную жизнь Ульяновска: показы коллекций одежды, ими самими придуманных и сшитых. Теперь бывшие студенты преподают вместе с Ушаковой в университете, открывают ателье, делают карьеру в мире моды.

– Когда я училась в пединституте в Ростове-на-Дону, точно знала – педагогом не буду, – рассказывает Ушакова. – Но уже к пятому курсу я начала преподавать в училище на станице Вешенка. А в Ульяновске вместе со Львом Николаевичем Нецветаевым и Сашей Зининым занималась с детьми во Дворце пионеров: мы делали такие интересные вещи, что иностранцы многое у нас покупали.

Потом было то, что меня привело к моему настоящему. Я работала художником-модельером и художником по вышивке в швейной лаборатории, располагавшейся на третьем этаже Дома быта. Мы создавали коллекции, которые распространялись по всей области. Конечно, мы придерживались моды на тот сезон и ездили в Москву, где нам показывали модные направления и все тонкости: например, особенность лацкана, длину юбки… Сейчас мода более свободная и радостная, а тогда все было очень конкретно и серьезно. Работалось интересно: мы брали ткань и придумывали модели – буквально из ничего создавали красивые коллекции.

– Как Вы, художник, перешли в мир моды?

– Мне нравится работать с формой, текстилем. Архитекторы говорят, что архитектура – главное, поскольку она нас окружает, мы среди нее существуем. А я считаю, что основное – это одежда, ведь, прежде всего, мы в ней живем. Вообще-то я не шью. Шила только дочке, когда она была маленькой – придумывала сарафанчики, перекрашивала футболки и колготки. Колготки тогда–были только белыми и коричневыми, а у моей дочки они были розовыми, голубыми – любых цветов. И мне всегда нравилось придумывать свое, поэтому я не пользовалась лекалами, и всем казалось, что эта одежда куплена где-то далеко. А на самом деле все приобреталось в Ульяновске. Когда Юрий Васильевич Павлов пригласил меня в Детскую художественную школу, я вела не только живопись, композицию, но и студию дизайна одежды – с Таней Никоновой. Для этого вспоминала, что нам в Ростове рассказывал педагог, который работал со Славой Зайцевым. А последние 15 лет работаю в университете и понимаю, что мой опыт, весь пройденный путь, нужен был для того, чтобы передать его студентам. Проектирование костюма, например, от проектирования интерьера отличается тем, что девочки целиком и полностью воплощают свои проекты. Они подбирают ткани, продумывают модели по пять единиц – от мелкой детали до цельной композиции, выбирают манекенщиц, организуют показы. И видят результат.

Секрет синего цвета

– А они ориентируются на современные тренды? Что сейчас на самом деле модно?

– Когда к нам приезжал ректор Строгановки Александр Стасюк этот вуз курирует наше отделение, – он говорил, что в Москве очень много информации, возможности куда-то сходить и вдохновиться, а в Ульяновске нет ничего. Но я считаю, если информации, повода для творческого вдохновения нет у тебя перед глазами, то ты научишься находить его внутри себя. На самом деле в нас много того, чего мы о себе не знаем. И известные модельеры тоже находят все новое внутри себя, даже при наличии информации.

А о трендах мы, конечно, знаем.

В Год Синей Деревянной Лошади нам предлагают синий цвет всевозможных оттенков, в разных тканях шелке и льне, много джинсовых тканей – денима. Этот цвет замечателен тем, что надеваешь синее – и лицо выглядит загорелым. Всегда модны классические цвета – белый и черный. Причем если раньше черно-белая ткань могла быть только полосатой, то сейчас используется любой геометрический рисунок, бионический орнамент. Очень много натуральных, очень качественных тканей – своеобразных, с новыми рисунками. Повсюду лен, а синий лен просто бесподобен. Возвращается серый цвет, актуальный в прошлые годы. В моде красный, бирюзовый. Появилось много крупного рисунка на одежде. По-прежнему актуальна этника, особенно восточные и африканские мотивы. Деловой стиль – это уже не совсем Шанель, он стал более романтичным, женственным, легким, свободным.

Женщины возвращаются к юбкам, и они тоже разнообразные – асимметричные, многослойные, короткие, длинные. Я считаю, что сейчас модно то, в чем тебе удобно. Открывай шкаф и смотри, что тебе хочется носить. Сейчас изобилие необычных аксессуаров, с которыми абсолютно по-другому смотрится любая одежда. Мои студентки говорят, что самого понятия «мода» теперь не существует: модно все.

– Во все времена были женщины, которые одевались только у «своих» портних. Есть ли сейчас такая необходимость в личной модистке?

– Конечно! В том множестве, которое мы имеем в большой индустрии моды, не хватает индивидуальности. В нашу лабораторию шли именно потому, что мы придумывали одежду для каждого конкретного человека. Сейчас снова начинается время, когда дизайнеры могут работать индивидуально с каждым клиентом, и к ним надо обращаться. У них профессиональный взгляд, они сразу видят – что человеку идет, учитывают особенности фигуры, цвета глаз и волос, все тонкости.

Игры взрослых

– Помню, был у Вас интересный студент Андрей Пономарев, который достиг большого успеха.

Часто мальчики поступают на дизайн костюма?

– Кто-то приходил и уходил.

Обычно парни любят придумывать, но не шить. Например, Паша Горшков стал известным визажистом, парикмахером, стилистом и чуть ли не у Юдашкина работает. А Пономарев успешно работает в Москве, сейчас – с кожей и мехом. Специалисты говорят, что его коллекции не похожи на работы других дизайнеров – созданы грамотно, профессионально, интересно. Он шьет для знаменитостей. И при этом Андрюша человек очень хороший. Когда девочки приезжают в Москву, он обязательно всем помогает. Кто-то может сказать – это моя территория, не лезь, но он другой.

Заодно хочу сказать, что сейчас к нам на дизайн костюма очень просто поступить: выпускников мало, а бюджетные места есть. Не обязательно ехать за профессией в другие города, у нас хорошие преподаватели, они всему научат. Сейчас университет оплачивает студенческие командировки. В последние годы девочки ездили в Корею, Милан, Санкт-Петербург.

– Прошлым летом с изумлением наблюдала, как в маршрутке два молодых человека бурно обсуждали будущую покупку. Очень по-женски они говорили, что парню пойдут цвет рубашки, фасон.

Мне кажется, для нашего города не очень типичная ситуация… – У мужчин стало больше возможностей, и хорошо, что они думают о своей внешности. Им ведь тоже надо выглядеть нормально. У них всегда были только серые, черные и коричневые костюмы. К счастью, появились футболки, толстовки, курточки. Одежда – это ведь еще и игра. В детстве мы придумывали красивые наряды для своих кукол. Мы и рождаемся в этот мир для того, чтобы научиться видеть красоту. И, становясь взрослыми, мыпродолжаем играть. И мужчины играют. Если они из множества могут выбрать что-то для себя, это же здорово.

Анна Школьная