На следующей неделе начнется серьезная проверка всех школ на предмет безопасности.

Предварительный выборочный обзвон учебных заведений министерством образования привел к достаточно неутешительным выводам.

Проверки инициировало происшествие в московской школе, где девятиклассник из ружья застрелил своего учителя и полицейского. Похоже, у педагогов и их начальства от этих проблем руки опускаются.

– По документам с безопасностью в школах все нормально, – сообщила региональный министр образования Екатерина Уба. – Но реально ли организована охрана в учебных заведениях? Мы знаем, что на ЧОП, вневедомственную охрану в муниципальных образованиях средства не закладываются. Как правило, они идут из родительского кармана. А если родители не приняли такого решения? Как тогда происходит охрана наших детей?

После трагедии в московской школе появилось сразу несколько предложений по организации охраны в общеобразовательных учреждениях, которые, впрочем, Уба считает нецелесообразными. В частности, депутат Федерального Собрания предложил вооружить школьных охранников, некоторые говорят о металлодетекторах, которые, впрочем, инспирируют в начале учебного дня перед дверьми школ огромные очереди. Поэтому пока решено проверить, исполняются ли существующие требования по охране учебных заведений. Единственное, что к следующему учебному году появится в школах – это тревожная кнопка экстренного вызова полиции. Ее обязали установить до 1 августа.

Более того, нуждается в проработке и юридический аспект проблемы. Так, министр образования сообщила, что фактически ни в одной школе Ульяновской области не запрещено ношение пневматического пистолета.

– Если охранник обнаружил у ученика пневматический пистолет, то по нынешним законам он обязан вызвать классного руководителя, – говорит Уба. – Классный руководитель должен вызвать родителей, и только в их присутствии пистолет можно изъять. Такова процедура – у нас разрешено в свободном доступе ношение пневматических пистолетов.

Специалисты минобразования выборочно попросили уставы школ из разных районов. Оказалось, что ни в одном из них не прописан запрет на ношение пневматического оружия, чтобы у охранника и любого члена педагогического коллектива были полномочия по изъятию оружия. Министр образования признается – об этом никогда и не думали, уделяя внимание таким важным вещам, как ношение сменной обуви.

С Екатериной Уба в такой трактовке законов не согласен правозащитник Игорь Корнилов, который вступил с ней в заочный спор: – Меры могут быть неотложными, если создается реальный риск причинения вреда детям, и директор школы будет прав по закону, считает Корнилов. – Уба перепутала права детей и должностные обязанности директоров школ и педагогов, из которых главное – безопасность.

А пока минобразования провело полную инвентаризацию педагогов-психологов, которые работают в школах. Их всего 174 на область и, разумеется, не хватает на все школы. Отсюда нет и понимания, в каких отношениях находятся ученики между собой и с учителями.

Тотальная проверка коснется и организации сопровождения различных конфликтных ситуаций в школах.

В связи с этим институт повышения квалификации займется подготовкой педагогов-психологов, классных руководителей, замдиректоров по воспитательной работе с точки зрения выявления конфликтных ситуаций.

Сергей Гурьянов