В прошлом году в европейских странах впервые населению было продано велосипедов больше, чем автомобилей. Российские аналитики объясняют это тем, что Европа переживает кризис и ее жителям просто не хватает денег на покупку машин и их содержание. Правда это, наверное, только отчасти, главное же – в другом.

Если в прошлые годы лидерами в покупке велосипедов были их традиционные поклонники – скандинавы, то сейчас в первые ряды выходят и страны юга. В Италии, например, в 2013 году было продано около миллиона двухколесников, а всего Европа купила за год 20 миллионов, что на восемь миллионов больше, чем было продано автомобилей (12 миллионов).

Наши наблюдатели потирают руки: прижало, наконец, и Европу – вот же подтверждение того, что она в кризисе! Кто-то объясняет феномен модой европейцев на велосипеды: ну уж такие они, дескать, бзыкнутые, не ездится им с комфортом-то на машинах, им велосипеды подавай.

Но я думаю, что дело здесь в европейской практичности. Сыграл, наверное, свою роль и кризис (который там, кстати, уже с успехом преодолевается), но сыграл не в том смысле, что разорил их и посадил на сухари и воду, а в том, что толкнул мысль Европы к осознанию пагубности пути, по которому идет и она, и остальной мир. Автомобилизация всего и вся – это дорога в никуда. Машины уносят все больше и больше жизней, и жизней преимущественно молодых. Они палят миллиарды евро и долларов, причем не столько на своей собственной цене, сколько на топливе. Эти миллиарды уходят в карманы нефтяных баронов, сказочно их обогащая. Бароны же мечутся по свету в поисках места, более-менее чистого, скупают глухие острова в океанских далях и отбывают туда подышать свежим воздухом.

Европейцы же, наверное, поняли, что островов на всех не хватит и они не по карману, поэтому надо спасаться там, где живут. Уже доказано, что выхлопные газы автомобилей являются основным загрязнителем атмосферы и одной из главных причин связанных с этим заболеваний человека и других живых существ, включая растительный мир. Выход – как можно реже заводить мотор. Понимают это и европейские правительства. Они не вводят запретов на машины (Боже упаси!), но создают для человека разумную альтернативу. Развивают удобный общественный транспорт, устанавливают на улицах устройства для зарядки батарей электромобилей, стимулируя граждан, прокладывают через все города велосипедные дорожки.

То есть делают все, чего не делается у нас в России, и не делается, как я уже не раз отмечал, по воле нашего правительства, завязанного на углеводородной ренте. Завязанного, возможно, и не прямо, но на что оно способно, если на российской нефти сидит, к примеру, всемогущий Сечин, который во все кабинеты страны может открывать дверь пинком? И велосипедные дорожки сечиным не нужны, если они не где-нибудь на французском Лазурном берегу. Там – другое дело.

Андрей Семенов