В 2014 году Историко-культурный музей-заповедник «Родина Ленина» празднует свое 30-летие. В связи с этим «Курьер» решил пройтись по музеям, рассмотреть самые любопытные, уникальные экспонаты и рассказать читателям об их историях. Ведь у предметов тоже есть своя, иногда очень интересная, жизнь. Первым объектом нашего внимания стала английская фотокамера из постоянной экспозиции музея «Симбирская фотография».
Аппарат внушительных габаритов, выполненный из дерева и латуни, невольно вызывает уважение. А у знатоков – восхищение. И местные антиквары поглядывают на него с завистью, и профессиональные фотографы засматриваются. Фотографы-иностранцы, приезжавшие в Ульяновск со своей выставкой, искренне восторгались старинной камерой и удивлялись, что в музее есть такой редкий подлинный экспонат.
Герой публикации – ящичная фотокамера, произведенная английской фирмой Meagher. Как рассказала научный сотрудник музея Елена Бажанова, ее владелец Мигер совершил переворот в истории фототехники середины 1800-х годов. Все придуманные им конструктивные решения активно применялись впоследствии. Благодаря раздвижной системе аппарата, подвижному объективу и другим особенностям фотографы впервые смогли менять масштаб изображения, наводить резкость в условиях низкой освещенности, не волноваться за вероятность расфокусировки. Большую роль сыграло и производство сильных объективов, позволявших использовать короткую выдержку.
А с использованием мокрого коллодионного раствора фотографии стали очень качественными и хранятся до сих пор. Многие подлинные фотографии конца XIX века экспонируются в музеях заповедника «Родина Ленина».
Переход к ящичной фотокамере облегчил жизнь фотографирующимся. До середины XIX века позировать для камеры-обскура приходилось от 20 до 30 минут. Изобретение Мигера сделало этот процесс моментальным. Правда, для фотографов он оставалсявесьма трудоемким. Одну камеру обслуживали четыре человека. Один настраивал резкость, высоту, второй выставлял свет, третий рассаживал людей, четвертый смешивал химикаты. Мокрый коллодионный раствор наносили на стеклянную пластину, которую немедленно вставляли в аппарат и делали снимок. Все нужно было сделать быстро, так как через три минуты раствор подсыхал и чувствительность пластины резко снижалась. Зато с полученного негатива можно было печатать любое количество фотокарточек. Делали их на альбуминовой бумаге с хлоридом серебра в роли светочувствительного вещества.
Камеры Мигера определили направление в развитии фототехники на 20 лет. Точная дата выпуска фотокамеры, экспонирующейся в «Симбирской фотографии», неизвестна, но предполагают, что не позднее конца XIX века. Самое любопытное, что она до сих пор находится в рабочем состоянии. Еще в начале XXI века она принадлежала фотосалону «Светлана», и смотритель музея Наталья Боровкова лично видела, как с ней работали мастера. Для чего они возились с этим сложным и давно устаревшим аппаратом – неизвестно. Возможно, публике нравился эффект перемещения в прошлое. А примерно в 2006-2007 годах от него все-таки решили избавиться и едва не выбросили. Но сотрудники вспомнили о недавно открывшемся музее – а произошло это в феврале 2004 года, и на прошлой неделе «Симбирская фотография» отметила 10-летие. Так аппарат, честно отработавший более ста лет, оказался в музее. И он все еще способен фотографировать.
Анна Школьная