Президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль выступил с инициативой ввести на бензин соцнормы или талоны, чтобы уберечь автомобилистов от серьезных трат при покупке топлива.

Как полагают эксперты, стоимость бензина в этом году может увеличиться на десять процентов – из-за того, что производители перекладывают собственные расходы на потребителей. Именно по этой причине, как считают в российском Союзе нефтегазопромышленников, необходимо создать социальные заправки для малоимущих и ввести соцнормы на бензин. По замыслу членов союза, топливо сверх нормы будет отпускаться по рыночной стоимости.

Также в качестве предложения Геннадий Шмаль высказал идею выдавать топливо по талонам.

Идея касается в основном малоимущих, которым намерены предоставить возможность покупать бензин примерно вдвое дешевле, чем это можно сделать на заправках сейчас. Такая мера могла бы помочь, по замыслу нефтепромышленников, обеспечить топливом все слои населения: сейчас люди, которые не имеют высокого дохода, зачастую не могут себе позволить езду на собственном автомобиле из-за постоянного роста цен на бензин.

Кроме того, российский Союз нефтепромышленников считает, что в России нет продуманной ценовой полити-ки, связанной со стоимостью бензина. По мнению Геннадия Шмаля, рост цен обусловлен именно этим. В других странах, на которые ссылается Союз нефтегазопромышленников, цены регулируются государством. Так, в Иране как раз существует соцнорма – 200 литров в месяц, сверх которой топливо отпускается по рыночной стоимости.

Впрочем, как говорят эксперты, которые в большинстве своем подвергли критике предложение Союза нефтегазопромышленников, в том же Иране существует другая проблема, вызванная как раз появлением таких соцнорм на бензин. Там население получило перебои с бензином. Соцнормы, как считают эксперты, это удел развивающихся стран вроде Ирана, Индии. Япония, США и Австралия давно отказались от регулирования цен на бензин, оставив эту сферу на откуп законам рынка. Кроме того, социальные нормы в этой сфере могут оказаться чемто вроде средней температуры по больнице: кому-то нужно проехать в день два километра, а кому-то – двести.

По данным Ульяновскстата, в январе средняя цена на бензин в Ульяновской области колебалась от 26,75 рубля за бензин марки А-76 (АИ-80) до 31,82 рубля за бензин АИ-95. Наиболее «ходовой» – бензин 92-й марки – стоил 28,91 рубля. Увеличение на десять процентов приведет к тому, что купить топливо дешевле, чем за 30 рублей, станет практически невозможно. Причем в 2015 и 2016 годах цены только продолжат расти – из-за индексации акцизов на топливо, которые увеличатся по сравнению с 2013 годом к 2016 году примерно на 20-30 процентов в зависимости от марки бензина. Таким образом, топливо для автомобилей продолжит расти, опережая инфляцию.

К слову, рост стоимости бензина ведет к отказу от личного транспорта. Согласно исследованию портала Superjob.ru, 25 процентов россиян пересядут на общественный транспорт, когда цена на топливо перевалит отметку в 40 рублей, еще 11 процентов перестанут садиться за руль при повышении до 50 рублей. При нынешнем повышении девять процентов россиян уже отказались от поездок на личном транспорте без особой нужды.

При этом в других европейских странах бензин в этом году даже подешевел в среднем на 2,5 процента из-за падения стоимости нефти. Тем не менее в России по-прежнему самый дешевый бензин в Европе, что, впрочем, нужно рассматривать вместе с платежеспособностью населения, которая в нашей стране, к сожалению, ниже, чем во многих более «дорогих» европейских государствах.

Ян ГУРОВ