В прошлом году число уголовных дел в Ульяновской области, производство по которым было окончено, снизилось, а гражданских – значительно выросло. Более 80 процентов нарушителей, наказанных по решению суда штрафом, не оплатили его. В областном суде среди уголовных дел первой инстанции начинают преобладать дела о преступлениях против половой неприкосновенности детей. Эти и другие факты прозвучали в четверг на пресс-конференции, посвященной итогам деятельности ульяновских судов общей юрисдикции в 2013 году.

Пухнет ком гражданских дел

В минувшем году районными (городскими) судами и мировыми судьями Ульяновской области было рассмотрено 173301 дело.

Среди них – 8142 уголовных, 111569 гражданских, 52210 административных. 270 уголовных и 1110 гражданских дел прошли через апелляцию. В районных судах окончено производство по 4051 уголовному делу, что на 103 меньше 2012 года. В гражданском судопроизводстве завершено 35739 дел, и это на 3492 дела больше, чем годом раньше. Ком гражданских дел распух не только в нашем регионе, но и по всей России. Председатель Ульяновского областного суда Нина Лысякова считает, что это во многом произошло из-за роста претензий налоговых служб к недобросовестным налогоплательщикам. Споры перетекают в суды, которые заполнены гражданскими исками. В районных судах нашего региона, по статистике, на одного судью сваливается до 50 гражданских дел в месяц. Судья гражданской коллегии областного суда разбирает в месяц до 20 апелляций. В руководстве страны задумываются о снижении служебной нагрузки на судей: такое предложение высказала недавно председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

– Я пока не вижу путей сокращения нагрузки, – говорит Нина Лысякова. – Нельзя же бесконечно увеличивать штаты судов.

Если только активнее применять досудебное урегулирование споров. Та же налоговая могла бы настойчивее работать с должниками и, только исчерпав все свои возможности, обращалась бы в суд. Ведь судебный процесс – дорогое удовольствие: затраты на судодень в райсуде, например, превышают 30 тысяч рублей, в облсуде – 50 тысяч.

В прошлом году районными судами Ульяновской области было рассмотрено 4593 жилищных спора, 1037 пенсионных, 1708 трудовых, 1493 по защите прав потребителей, 1265 по жалобам на неправомерные действия должностных лиц. В подавляющем большинстве случаев суды вставали на сторону истцов: удовлетворено 88 процентов обращений граждан за защитой своих прав.

По уголовным преступлениям в течение года в регионе выросло число осужденных за убийства на пять человек (осуждено 73 человека), за причинение вреда здоровью граждан – на 22 человека (363). Уменьшилось число лиц, получавших обвинительные приговоры за разбои и грабежи – на 150 человек (498), за кражи – на 54 человека (1006). Среди осужденных стало меньше несовершеннолетних – на 42 человека (178).

Реальные сроки лишения свободы в 2013 году получил 1431 человек. Судебная система нашей страны всегда не жаловала оправдательные приговоры. Тенденция сохраняется и сегодня: за весь прошлый год были оправданы лишь девять обвиняемых. В отношении 316 человек уголовные дела прекращены.

Самое грязное

Особо тяжкие и тяжкие преступления (примерно по 50 статьям Уголовного кодекса РФ) рассматриваются в первой инстанции областными судами. Ульяновский областной суд в 2013 году окончил производством 26 уголовных дел (в отношении 39 лиц). Годом ранее их было больше – 41 дело (в отношении 66 лиц). Практически не нашлось работы для суда присяжных: лишь одно дело за весь год попало в его ведение. В 2012 году таких все-таки набралось девять.

Очень тревожит характер дел, поступающих в облсуд для рассмотрения по существу.

Председатель состава первой инстанции по уголовным делам Юрий Гвоздков с горечью сообщил, что из 14 дел, пришедших с начала 2014 года, девять касаются нарушения половой неприкосновенности детей – тех, кто не старше 12 лет. Здесь и развратные действия, и домогательства, и более серьезные преступления. В этом году самой маленькой жертвой стал шестилетний ребенок, а в 2013-м малыш, которому было чуть больше года.

Среди обвиняемых оказываются соседи, сожитель матери, даже прямые родственники.

Причем некоторые прежде характеризовались положительно.

Нравственные ориентиры в нашем обществе теряются катастрофически. Или уже потеряны?

Не хватает мужчин

Подводя черту работе судебной системы нашего региона за прошлый год, Нина Лысякова отметила, что в целом ею довольна, но проблемы есть и требуют своего дальнейшего решения. Председатель облсуда выделила такие задачи: – Нам надо повышать качество судебных решений и приговоров. В 2013 году 89 процентов обжалованных решений были оставлены в силе при рассмотрении вышестоящими судами в порядке апелляции. Довольно высокий показатель. Но он и год назад был примерно таким же. Значит, есть над чем работать, снижать объем отмененных решений.

Сроки рассмотрения дел в ульяновских судах выдерживаются: в минувшем году они ни разу не были нарушены. Однако тут существует другая проблема: порой проводится слишком много судебных заседаний по одному делу. Зачем лишний раз гонять в суд потерпевших, свидетелей, экспертов?

Это вызывает раздражение у людей, да и не каждый способен явиться три-четыре раза: кто-то работает, кто-то живет далеко.

Судья должен строить процесс рациональнее, сокращать число вызовов в суд. Это не мелочи.

Судейский корпус Ульяновской области состоит, в основном, из крепких профессионалов. В прошлом году лишь двое судей из Инзенского района – были привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение законодательства при рассмотрении дел. Им вынесены предупреждения. Судьями наши суды сегодня вполне укомплектованы, но квалифицированные кадры всегда нужны, поэтому принимаем заявления от претендентов. В 2013 году лишь около половины претендентов выдержали экзамен на должность судьи. Зачастую дело не в юридических знаниях. К кандидатам в судьи предъявляется много требований. Человек, например, не должен иметь административных правонарушений. И не только он – его родственники тоже. А у родственников бывает целый букет таких нарушений, самое распространенное – нарушение Правил дорожного движения. И способному кандидату в судьи по этой причине приходится отказывать. Недаром в нашем профессиональном сообществе ходит шутка, что судья в России, наверное, должен быть сиротой.

Еще один момент: на должности судей, как правило, претендуют женщины. И в судах наших в основном трудятся женщины.

Мужчины идут к нам неохотно, хотя, я считаю, они очень нужны – особенно в уголовных процессах. Не стремятся работать в судах общей юрисдикции и те, кто уже имеет хороший юридический опыт – юрисконсульты и т.д. Видимо, опасаются большой нагрузки, постоянной работы с людьми. Хотя считается, что у судей высокая зарплата. Еще больше сложностей – в подборе технических кадров для судов: работников аппарата, секретарей судебных заседаний, водителей… Текучесть этих кадров по области составляет 19 процентов, а в некоторых судах – Ленинском, Засвияжском – значительно выше. Здесь свою роль играет низкая оплата труда, установленная законом для этих категорий госслужащих.

Взятки по мелочи

На днях Лысякова вернулась из Москвы, где проходило совещание председателей региональных судов. Там в ходе обсуждения проблем прозвучало, что, несмотря на объявленную борьбу с коррупцией, до суда доходят дела, в основном, мелких взяточников. Также россияне массово уклоняются от уплаты административных штрафов. По словам Нины Павловны, все это характерно и для Ульяновской области: – В прошлом году до 75 процентов осужденных за взяточничество в нашей стране были уличены во взятке до десяти тысяч рублей. У нас в регионе – та же самая картина. Лишь в одном деле по этой статье УК, которое рассматривалось в Ленинском районе Ульяновска, фигурировала сумма взятки в размере около миллиона рублей. Получается, либо у нас крупных взяток не берут, либо раскрываемость плохая.

Беспокоит ситуация с уплатой штрафов правонарушителями. В 2013 году в 60 процентах случаев в отношении лиц, привлекаемых к административной ответственности, российские суды назначили в качестве наказания штрафы на общую сумму 25 млрд рублей. В итоге на 20 млрд рублей эти постановления остались неисполненными. Решения судов просто не исполняются. Ульяновская область – не исключение. Наши данные сопоставимы с общероссийскими: более половины штрафов зависают. Здесь основная вина лежит на нарушителях – юридических лицах. Если более 70 процентов физических лиц свои штрафы оплачивают, то 90 процентов юридических лиц не делают этого. Судебные приставы часто винят в уклонении фирмы-однодневки, которые якобы уже не найдешь и с их владельцев ничего не взыщешь. Но я считаю, что самим приставам надо действовать активнее.

Плохое исполнение судебных решений один из самых больных вопросов для России. Это влияет и на авторитет нашей страны за рубежом. Законопослушания россиянам не хватает. Требуется много усилий, в том числе со стороны судов, чтобы исправить ситуацию.

Владимир Пугачев