Реформа образования грянула для села как гром среди ясного неба. Подушное финансирование грозит малокомплектным сельским средним учебным учреждениям расформированием и закрытием. Но много ли примеров, когда закрытая школа вновь возрождается? Тем более на селе? А ведь если нет школы, значит, нет села. Нет села – нет России. России сильной, аграрной.
Пожалуй, проводимая реформа пока принесла селу больше вопросов, чем положительного эффекта. Если в городе с нововведениями как-то уживаются, то на село реформа явно влияет дурно. Как бы то ни было, под неблагоприятный расклад попало большое количество малокомплектных сельских школ.
В Чердаклинском районе Ульяновской области по воле районных чиновников от образования, прикрывающихся реализацией реформы, требующей оптимизации СОШ, на грани закрытия оказались сразу две сельские школы. Доводы трудовых коллективов этих учебных заведений в районе как будто не слышат. Путем нехитрых административных перестановок СОШ сел Абдуллово и Уразгильдино местным отделом образования го-товятся к реорганизации, но фактически – к ликвидации.
Для того чтобы понять, оправдана ли подобная оптимизация, на встречу с учителями сельских школ отправился депутат Законодательного собрания Ульяновской области Вадим Мартынов.
Экономия на учителях?
Встреча с педагогическим составом Уразгильдинской средней общеобразовательной школы имени Рената Гареева состоялась за круглым столом.
Как сообщили депутату преподаватели, по вопросу реорганизации школы уже состоялось два схода сельчан, на которых присутствовали начальник управления образования Чердаклинского района Татьяна Налиткина, а также заместитель главы администрации Чердаклинского района Жанна Назарова. Им были изложены доводы по недопустимости предстоящей ре-организации школы, ведущей единственное сельское образовательное учреждение к закрытию.
В здании, построенном в 1993 году, расположены детский сад «Колосок», начальная, средняя и старшая школа, есть свой блок питания, спортивный зал, музей, сельская библиотека.
Сегодня в сельской школе занимаются 60 учеников, работают 12 учителей. Школа с национальным татарским уклоном, полностью укомплектована квалифицированными специалистами, ежегодно повышающими уровень своего профессионального мастерства. СОШ обеспечивает высокий процент поступления выпускников в вузы. Нет ни одного случая провала на ЕГЭ.
Средний балл на государственном экзамене по обязательным предметам – на порядок выше среднего регионального показателя.
Причина предстоящей реорганизации, которую называют представители управления образования района, кроется в малой комплектации школы. Но неужели 60 учащихся для села в 500 человек это мало? Динамика рождаемости в отдельно взятом населенном пункте показывает, что в ближайшие годы количество учащихся только увеличится.
Истинную причину педагогический состав школы видит в другом. В 2003 году школу по каким-то причинам отрезали от газовой магистрали и перевели на автономное электрическое отопление. Как показала практика, стоимость ежемесячного обогрева помещения школы в зимний период переваливает за миллион рублей. Будь школа на газовом отоплении, сумма за потребленный ресурс не превышала бы 50 тысяч рублей. При этом до газовой трубы не то что рукой подать, в буквальном смысле дотянуться можно. Газовая магистраль в трех метрах от здания проходит.
Учителя даже на собственные деньги проектную документацию по подключению школы к газу заказывали. Но все было спущено «на тормозах», проект устарел.
Его нужно делать снова, хотя по факту – и здание на месте, и труба все там же.
«Нашу школу буквально раздирают на части, – говорит исполняющая обязанности директора МОУ СОШ Румия Назировна Са-гитова. – Старшие классы хотят забрать в Калмаюр, учащихся средних классов нам предложили перевести в Андреевку, где учеников с 5-го по 9-й класс даже меньше, чем у нас, но общей численностью в Андреевской школе на 13 детей больше».
«Хотелось бы доучиться в этой школе и не менять обстановку и учителей перед самым ЕГЭ. Ведь нам будет очень тяжело», – говорит ученик 10 класса Уразгильдинской школы Александр Мартынов.
Предположим, оптимизируют средние и старшие классы, вырвут из родного села, будут ежедневно возить на автобусе по переметенной снегом трассе… А что сэкономят? Сократят учителей и оставят их без работы? В здании школы остаются начальная школа, детский сад, столовая, библиотека. Расходы на отопление – те же.
Сохранить язык и традиции
Похожая ситуация в селе Абдуллово того же Чердаклинского района. Под угрозой оптимизации, а равно – закрытия, еще одна татарская школа. Там учатся 30 детей и работают 12 учителей. Детский сад в селе уже закрыли. А между тем школа на селе была и остается га-рантом существования села.
Ситуацию прокомментировал депутат Законодательного собрания Ульяновской области Вадим Мартынов:
«Экономия на зарплате учителей не перекрывает расходы на перевозку детей в другое село. Это во-первых. Во-вторых, обе школы национальные. Уклад будет потерян, когда ребят переведут в другую школу. Если убрать школу и детский сад – молодежь точно уже не вернется в село. Как можно говорить о комплексном развитии села, если наряду с наращиванием производства тормозится социальное развитие? Социальная сфера должна развиваться непосредственно с производством. Одно с другим неразрывно связано. В Уразгильдино и Абдуллово есть сильные развивающиеся хозяйства, но их развитие в конечном счете зависит от наличия в селе школы.
Думаю, сохранить эти школы можно будет волевым решением губернатора. А провести газ в школу, имея на руках решение председателя правительства, уже несложно».
Кстати, губернатор уже должен быть в курсе событий – ученица 10 класса села Абдуллово написала письмо Сергею Морозову с просьбой о помощи.
«Я ученица маленькой татарской школы. Надеюсь, Вы прочтете это письмо лично. Нашу школу хотят закрыть, а нас направить в Брян-динскую школу.
Когда школу закроют, мы не сможем глубоко изучать свой родной язык и культуру. Если в Рос-сии закроют большинство национальных школ, так как же в нашей многонациональной стране этим национальностям развиваться? Как должно сохраняться количество людей, знающих свое происхождение, свой язык? Мы – татары, любим русский язык, но вместе с тем хотим учиться на своих традициях, говорить на родном языке. Нам обещают пару уроков татарского языка в Бряндинской школе, но разве это сравнимо с тем, что мы получаем в профильной школе?
Ежегодно мы ездим на областные олимпиады по татарскому языку и занимаем первые места. Прошу Вас, не лишайте нас возможности воспитываться на традициях своего народа.
Еще одна проблема – дороги. Бряндино находится в 8 километрах от нас. Этот путь становится непреодолим в зимнее время. Дорогу между Абдуллово и Бряндино заносит, и ее никогда не чистят.
Следующий учебный год очень сложный для меня и моих одноклассников – это год сдачи ЕГЭ. Единый экзамен – это итог всех 11 лет обучения в школе, и если сменить школу, то шансы успешно сдать ЕГЭ сократятся.
В масштабе России закрытие маленькой школы – незначительное событие, но для нашего села – это судьбоносное решение. Пока наш колхоз передовой в области, но отсутствие школы вынуждает наших родителей уехать в город. Даже страшно представить, что будет с хозяйством через несколько лет. Надеемся на Вашу помощь».
P.S. В коридоре Абдулловской школы как напоминание для тех, кто забыл простые вещи, висит стенд с высказыванием Владимира Путина: «Работа по сохранению и развитию национальных языков России – основа нашего культурного многообразия».
Интересно, как же выполняются наказы президента, если в районе закрываются сразу две школы с национальным уклоном? Как изучать традиции и язык? Как-то не вяжется с политикой партии, господа районные чиновники.