Что такое «погодное регулирование», и кому невыгодно экономить энергоресурсы.
Меня всегда удивляло: почему из года в год в конце отопительного сезона, в мартеапреле, батареи отопления в квартире просто раскаленные, хотя на улице устойчивый «плюс» и можно было бы прибрать тепло и сэкономить на этом? То же самое наблюдалось минувшей осенью, которая выдалась исключительно теплой: на улице +10-15, а топят как зимой.
Открыть настежь форточки – это варварский, сверхзатратный способ погодного регулирования, особенно если в доме установлен прибор учета тепла. В прошлом апреле в квартире одного моего знакомого была настоящая душегубка – до 30 градусов жары. При этом управляющая компания без ведома жильцов установила в этой старой и дырявой хрущевке прибор учета, после чего люди стали платить за тепло в три раза больше. Почти так же жарко было в нашем доме в октябре. Есть ли техническая возможность не допускать как недотопов, так и перетопов?
Немного физики
Главный инженер УМУП «Городской теплосервис» Олег Половов любезно провел со мной ликбез на тему погодного регулирования. Подачей тепла можно управлять на нескольких уровнях. Верхний уровень – это ТЭЦ или котельная. Здесь применяют два способа регулирования: количественный и качественный. При количественном способе изменяют расход теплоносителя: прогоняют по трубам большее или меньшее количество подогретой воды. В Ульяновске регулируют отпуск тепла качественным методом, изменяя – в зависимости от погоды – температуру теплоносителя. Теплоисточник (ТЭЦ или котельная) работает в соответствии с температурным графиком, который определяется техническими особенностями теплоисточника.
Стандартные графики: 150/70°С, 130/70°С, 105/70°С или 95/70°С.
Например, для нашего региона график 130/70 означает, что при температуре наружного воздуха -31 градус (мороза) температура воды в подающем трубопроводе теплосети должна быть не менее 130 градусов, а на обратной подаче – 70 градусов.
Второй уровень регулирования – центральный тепловой пункт (ЦТП), который распределяет тепловую энергию на два или более домов. Третий уровень: в подвалах домов имеются индивидуальные тепловые пункты (ИТП) для более тонкого регулирования. В начале отопительного сезона оборудование ИТП настраивают так, чтобы дом отапливался более-менее равномерно (как правило, в систему отопления поступает вода температурой не выше 95 градусов). Не будем сбрасывать со счетов и «фасадное регулирование»: если стена дома выходит на солнечную сторону, то в квартирах с этой стороны будет теплее. Наконец, некоторые жильцы ставят вентили на радиаторах у себя в квартире, чтобы управлять микроклиматом жилья. Очевидно, на каждом очередном этапе регулирование производится более точно и «точечно».
Про перетопы
Почему осенью и весной возникают перетопы? Как пояснил Олег Половов, дело в том, что теплоисточники поставляют не только тепло, но и горячую воду, и эти процессы неразделимы. Поскольку по действующим нормам температура горячей воды должна быть от 60 до 75 градусов, такой же температуры, как минимум, будет и вода в батареях. В относительно теплые периоды это вызывает перетоп, зато в холодное время, когда котельная выходит на высокий температурный график, из горячего крана может идти кипяток. Чтобы этого избежать, индивидуальные тепловые пункты следует оборудовать двумя видами приборов: температурным регулятором жидкости–ТРЖ), который автоматически поддерживает нужную температуру горячей воды в системе ГВС, и прибором погодного регулирования, который управляет температурой в системе отопления в зависимости от внешних погодных условий. Весенний и осенний перетоп можно устранить и на ЦТП, но проще, оказывается, это сделать с помощью «погодника». Чтобы знать реальное потребление тепла и чтобы появился стимул экономить, специалисты вполне единодушно рекомендуют перво-наперво ставить общедомовые приборы учета тепла. «Когда поймете, сколько платите без автоматического регулирования расхода теплоты, можно посчитать экономию тепла, перевести гигакалории в рубли и сделать вывод, ставить или не ставить такое оборудование», – говорит Половов.
Заместитель главы городской администрации Евгений Мишин приводит пример того, как «погодник» позволяет экономить: «Оснащенный прибором погодного регулирования 18-этажный дом №21 по улице Хо Ши Мина потребил в ноябре 101 гигакалорию, а точно такой же дом №23 по улице Хо Ши Мина – 176 гигакалорий. В результате экономия для жителей дома №21 составила 20 рублей с каждого квадратного метра жилплощади». То есть более 1000 рублей экономии в месяц для стандартной двухкомнатной квартиры! А если теплоисточником является котельная, а не ТЭЦ, экономия будет раза в полтора больше. Для главы Ульяновска Марины Беспаловой в ее полемике с энергетиками это было аргументом в пользу того, что нормативы потребления тепла, установленные областным правительством, завышены. Таким образом, тема погодного регулирования приобретает новое измерение: если потребителям энергоресурсов – и гражданам, и бюджетным организациям – экономить выгодно, то выгодно ли энергосбережение поставщикам ресурсов, то есть энергокомпаниям? Ведь поставщики тепла и ГВС являются коммерческими организациями, они заинтересованы в максимизации прибыли и, соответственно, в наращивании объема продаваемой продукции, в данном случае – тепловой энергии.
Кому выгодно
Начальник отдела энергосбережения регионального Фонда реформирования ЖКХ Олег Володин говорит, что энергетики ориентируются на такой показатель, как необходимая валовая выручка. Это объем товаров или услуг (в данном случае – количество отпущенных гигакалорий тепла), умноженный на тариф. От этого показателя зависит фонд зарплаты. «Представьте, что в результате мероприятий по экономии вдруг упадет потребление. Что получится? – риторически вопрошает Володин. – Ресурсоснабжающей организации это невыгодно, ведь объем услуг должен расширяться: чем больше продадут, тем больше заработают».
«Наша главная цель – не раздать больше тепла, а навести порядок с платежами за уже отпущенное, – излагает позицию энергетиков заместитель директора Ульяновского филиала ОАО «Волжская ТГК» Игорь Журавлев. – Мы не энергосервисная компания, мы производители. Если жильцы и город занимаются энергосбережением – это здорово, это цивилизованный подход. Если это позволит снизить платеж, то и у нас появляется надежда, что население и организации не будут задерживать платежи за потребленный ресурс: им будет легче расплачиваться, мы реинвестируем эти деньги, наш бизнес станет более рентабельным».
По словам Журавлева, главная проблема энергетиков – своевременно оплатить газ, который составляет 70 процентов в их тарифе: «Мы платим за газ авансом, а потом собираем с населения и юрлиц плату за тепло и горячую воду.
Нам жилось бы комфортнее, если бы все четко понимали, сколько потребляют. Мы бы газа брали ровно столько, сколько нужно для обеспечения теплом данного количества потребителей».
«Испохабили тему»
Если, по мнению энергетиков, экономия ресурсов проистекает из своевременной оплаты, то с точки зрения потребителя все выглядит ровно наоборот. Бывший депутат ЗСО Вячеслав Алексейчик, много занимавшийся темой энергосбережения, рассказывает, как в начале 2000-х годов в Ульяновске успешно заработала программа энергосбережения. Город, вложив 19 млн рублей в установку приборов учета в бюджетных учреждениях, получил экономию в 200 млн рублей.
То есть бюджетный рубль, вложенный в энергосбережение, сразу дал десять рублей экономии; некоторые муниципальные учреждения начали платить за тепло вдвое меньше. «Но эти же 200 млн отобрали у тепловиков: они получают не за экономию», – замечает Алексейчик. По его выражению, тему тогда «испохабили»: не нашли денег на поверку счетчиков, и бюджетники вновь перешли на оплату по нормативу. Возможно, надо было сразу стимулировать чиновников и управляющие компании ЖКХ: больше сэкономил – больше получи. Сегодня, по данным Евгения Мишина, все городские бюджетные учреждения оборудованы приборами учета тепла, но – без погодного регулирования.
Цифры, названные Вячеславом Алексейчиком, согласуются с информацией из мэрии Ульяновска.
В паспорте муниципальной программы «Развитие ЖКХ на 2014-2016 годы» говорится, что установка прибора учета тепла позволяет снизить платежи за этот ресурс на 15-20 процентов. «За счет реализации мер по повышению энергоэффективности технически можно снизить потребление тепловой энергии в жилых домах, построенных до 2000 года, в среднем на 40 процентов от базового уровня потребления, в том числе в системе отопления – на 45 процентов, в системе ГВС – на 33 процента», говорится в документе. Но, по выражению Алексейчика, тему «испохабили»: «Счетчики ставят так, чтобы, используя каждую запятую, сохранить объем потребления. Да, надо ставить приборы погодного регулирования, но их цена бывает раза в три завышена, потому что в ней заложены откаты».
«Газпром» как триггер инфляции
В вопросе энергосбережения государство ведет себя непоследовательно. С одной стороны, оно позволяет газовому монополисту «Газпрому» – ежегодно поднимать цены на газ для отечественного потребителя, компенсируя тем самым падение добычи топлива, сокращение спроса на него за рубежом, расточительные вложения в сомнительные и безумно дорогие инфраструктурные проекты типа «Южного» и «Северного потока», содержание футбольных команд, в том числе зарубежных. Ну и зарплаты у газпромовской верхушки просто циклопические: в частности, глава компании Алексей Миллер получает ежегодный официальный доход в 800 млн руб в год, или 2,2 млн в день (об этом подробно говорится в независимом экспертном докладе «Коммунальные тарифы, Путин и «Газпром»). Рост тарифов на продукцию монополии разгоняет цены по всей цепи ее потребителей, отражаясь в первую очередь на тарифах энергетиков. В качестве противовеса государство даровало Закон «Об энергосбережении», который обязывает – за счет граждан – устанавливать приборы учета. Энергетики же, со своей стороны, подстегивают к экономии высокими нормативами и тарифами.
Поголовное «оприборивание» уже стало фактом, поскольку этого требует федеральный закон, хотя имело положительный эффект в основном там, где собственники контролируют этот процесс. «СК» уже писал о том, что установленный в июле счетчик тепла в доме по улице Громовой, 6, не работал ни дня.
Завершается пятый месяц отопительного сезона, а жители дома по-прежнему платят по нормативу, причем по самому высокому в городе. Подобные вещи можно объяснить либо крайней халатностью управляющей компании, либо ее сговором с поставщиком тепла.
Из той же оперы – случаи, когда в разгар отопительного сезона теплосчетчик снимают для поверки, которая должна проводиться в межсезонье. Так что Алексейчик прав: тему «испохабили». Но скоро будет припекать солнце, начнется погодное регулирование с помощью распахнутых окон, счета за ненужное тепло снова будут вызывать раздражение, и «испохабленная» тема вернется.