По всей территории бывшего Советского Союза разбросаны здания, похожие друг на друга, как родственники. Возведенные в 1960-1980е годы, они связаны общей идеей коммунистической, утопической. А потому фотовыставка, посвященная им, называется по знаменитому роману-утопии Томмазо Кампанеллы «Город Солнца».

Выставка приехала в Ульяновск из Санкт-Петербурга, где располагается штаб движения «Суть времени». Члены этой общественной организации собрали около тысячи фотографий советской экспериментальной архитектуры, сделанных во множестве городов бывшего СССР. По словам координатора выставки Ольги Салиной, проект был задуман как попытка развенчания мифа об однообразии советской архитектуры, как напоминание об идеях и мечтах творцов ушедшей эпохи.

– Трагически несформированный образ будущего, его космизм сродни средневековой храмовой архитектуре, – рассказала Салина. – Авторы этих зданий оставили в разных городах свое представление о Советском Союзе будущего. Мы привезли 150 фотографий наиболее типичных зданий.

Творения из стекла и бетона, часто украшенные смальтовой мозаикой, то устремленные ввысь, то имеющие форму летательного аппарата – тарелки, корабля, самолета, – встречаются повсюду, как в России, так и в бывших союзных республиках. В Литве, Армении, Грузии, Украине, Башкортостане и так далее вкупе с общими чертами просматриваются национальные. Но общим для них остается воплощение духа великой державы. Дворцы бракосочетания, театры, вузы, санатории, детские лагеря, цирки… Их фотографии идеально вписываются в интерьеры Ленинского мемориала – одного из тысячи «лиц» той самой экспериментальной архитектуры. В облике зданий угадываются черты ульяновских «детищ» 60-80-х годов – Дворца пионеров, Дворца профсоюзов, «тарелки» политеха, гостиницы «Венец». Размышляя об облике будущего, архитекторы оставили записи, характерные для того времени.

«Важно, чтобы архитектор думал не только об эстетике, но и о том, как архитектура может решить проблемы мира, – цитируются слова коммуниста, симпатизировавшего СССР, бразильского архитектора Оскара Нимейера. – Роль его – в том, чтобы бороться за лучший мир, где он может создавать архитектуру, которая служит всем, а не только группе привилегированных людей».

– Этот еще не изученный и малоизвестный пласт архитектуры показывает, что в годы застоя не все было так мрачно, как нам пытаются представить, – считает заместитель директора Ленинского мемориала Валерий Перфилов. – Крупные достижения, проекты фантастического, космического масштаба были и в те годы. Может быть, идея построения коммунизма тогда уже изживала себя, но расцвет научной мысли и космические достижения вдохновляли творческих людей. Эта выставка органично вписывается в ту галерею советского мира, которую мы уже начали формировать нашими проектами. Недавно открылись выставка «Советский Союз в декоративно-прикладном искусстве», «Ульяновцы – участники военных локальных конфликтов». Целым марафоном выставок мы покажем советскую эпоху во всем ее многообразии. Раньше советская эпоха показывалась, прежде всего, через политическую составляющую, через жизнь вождей и крупные исторические события. Мы постараемся раскрыть тему СССР через повседневную жизнь человека, и это будет очень любопытно.

Анна Школьная