Вчера на «Московской бирже» доллар США оказался на уровне 35,92 рубля, на 21,5 копейки выше предыдущего уровня, это максимум с марта 2009 года.

Евро встал на отметке 49,36 рубля, прибавив 28 копеек.

Сколько таких ослаблений курса рубля Вы помните?

Как переживали те времена? Что можете спрогнозировать?

Виктор Григорьевич: – В 1998 году произошел обвал рубля. Премьер-министром тогда был Сергей Кириенко. После него премьер-министром назначили Примакова, и он справился со сдерживанием рубля, но его быстро сняли с должности. И с тех пор рубль стал стремительно падать. Наша соседка до 1998 года занимала у знакомых деньги в долларах, а после этого ей пришлось возвращать их по новой цене, кажется, раз в шесть дороже. Даже во время Олимпиады наша валюта оказалась «черной». Прогнозировать можно что угодно: в России низкие темпы роста экономики, высокая инфляция, отток капитала за границу. Иностранные инвесторы уходят из страны. Наживаются на ослаблении курса рубля и спекулянты. Крупные банки получают от Центробанка денежные транши, и на них просто покупают валюту. Хочется крикнуть: «Караул, грабят!».

Алексей Петрович, Засвияжье: – Дефолт был в 90-х годах. Тоскливо вспоминать те времена, всем было тяжело. Сейчас мы каждый день видим, как падает рубль. Кажется, ниже уже некуда. Оказывается – есть куда. Что нас ожидает в ближайшее время? Мой прогноз удорожание абсолютно всего. Импорт занимает большую часть в товарах народного потребления, наши производители тоже не продешевят.

За ними, а скорее – впереди планеты всей – наши «доблестные» энергетики, не отстанут от которых разве что коммунальщики. Картина мрачнее некуда.

Лариса Ивановна: – Санкт-Петербургский ТВ-канал посоветовал пенсионерам запастись непортящимися продуктами, предрекая к маю дикий рост цен. А прошлой весной советовали избавиться от долларов. Когда наивные люди избавились от «зелени», объявили падение рубля, дефолт. В чубайсовском духе! Западу ничего не стоит морить Россию голодом – больших продовольственных запасов там нет.

Чубайс претендует на миллионы Пенсионного фонда – плакали и эти денежки. В таких условиях трудно что-то посоветовать, что будет – то и будет. Да и поделом: сами выбирали.

Альбина Петровна: – В 98-м рубль буквально грохнулся (цена доллара выросла с шести рублей до 30). Все мои накопления растаяли, я плакала, как сейчас помню. Пошли мы с дочкой тогда в магазин, я ей показала люстру, которую мы купить были в состоянии. На следующий день решилась на покупку, взяла деньги, а оказалось – их и близко не хватит, в один день обвал рубля произошел. Все повторяется. Хорошо тому, кто богат, у кого есть валютные счета.

Доллары и евро растут не по дням, а по часам. Цены меняются ежедневно – в магазин каждый раз идешь со страхом. К пенсиям добавили слегка, и это выглядит насмешкой над пожилыми людьми. Зарплаты работающих заморожены. Как выживать в таких условиях и как слышать с высоких трибун красивые фразы, что все у нас, что ни делается, – для народа, во благо народа?!

Видно, снова нас ждет шоковая терапия. Тогда – по Гайдару. Сейчас новые авторы.

Игорь Александрович: – С рублем происходит что-то смешное, но это у нас всегда так.

Думаю, в США и западных странах доллар и евро потрясет где-нибудь с месяц, ну, или два месяца, а потом все вернется на круги своя. Но вот парадокс: чем хуже дела в США, тем слабее наш рубль, когда, по идее, должно быть все наоборот. А все потому, что никто в мире не верит в наш рубль, вот он и будет всю жизнь ползти за долларом, медленно и верно. Так что следите за ситуацией в США и на Западе: как наступит у них подъем, после этого, может быть, через полгода-год и на нашей улице будет праздник, рубль начнет стабилизироваться.

Татьяна Петровна: – В последние годы привыкла к морю и заграничному комфорту. В этом году, похоже, отпуск проведу на Родине. Опасаюсь, конечно, за свои сбережения, безусловно, они обесценятся, но что-то подсказывает мне, что не в такой степени, как в 90-е годы. Во всяком случае, отчего-то нет желания переводить рубли в валюту. Хотя кто знает?..

Татьяна Александровна: – В 90-е годы зарплату на предприятиях не выдавали, мужчины не знали, как прокормить семью. Митинговали, выходили на Пушкаревское кольцо. Терпение народа небезгранично.

Елена Зыкина