Несколько поколений музыкантов – сотни пианистов – прошли через школу незаурядного педагога, заслуженного работника культуры РФ Ирины Афанасьевны Гладких (на снимке).
За свою жизнь – а в следующем году ей исполнится 80 лет – она стала свидетелем эпохальных исторических событий, вместе с коллегами творила судьбу музыкального образования в Ульяновске, была причастна к ярким музыкальным явлениям. О своей жизни, впечатлениях, учениках она рассказывает с большим удовольствием и любовью.
Руки пианистов
Свое детство Ирина Афанасьевна провела в доме, где сейчас размещается городская администрация. Во времена царской России в нем жили с семьями офицеры кадетского корпуса. Там же жили и семьи офицеров в советское время.
Отец Ирины Афанасьевны был начальником связи танкового училища и занимал квартиру на третьем этаже. Летом окна были часто распахнуты, со стороны парка имени Свердлова доносилась музыка. Поскольку время было военное, все жили скромно, ели каши, картошку. Мама Ирины Афанасьевны нарезала тыкву на кусочки, укладывала их в чугунки и запекала в высоченном камине. Необыкновенно вкусными по сравнению с простой пищей казались присланные американцами мясные консервы… Девочкой Ирина Афанасьевна не мечтала о музыке и начала заниматься ею случайно: увязалась за подружкой, которую мама повела в Дом офицеров, где располагались музыкальные курсы. Прослушали и приняли обеих девочек. С тех пор у Ирины Афанасьевны было несколько педагогов – представителей московской и ленинградской школ, и каждый дал ей что-то свое. Первой была выпускница Ленинградской консерватории Екатерина Лаврентьевна Морозова-Григорьева, ее диплом подписывал знаменитый композитор Александр Глазунов. Она передала свою ученицу Гали Илларьевне Шадриной, которая впоследствии стала первым директором Ульяновского музыкального училища. Она рассмотрела в девочке талант и убедила ее маму показать Ирину казанским педагогам. Как раз в то время планировали открыть при Казанской государственной консерватории специальную школу для одаренных детей, и пианист Владимир Апресов посоветовал ей поступать в училище, пообещав позднее перевести в школу. По иронии судьбы школа при консерватории открылась только десять лет спустя… Поступив в училище, в возрасте 14 лет, Ирина уехала из дома.
О ней по очереди заботились ученица Эмиля Гилельса Ляля Шагабутдинова, Альберт Леман, ученик Николая Метнера Григорий Лукомский, Эммануил Монасзон… В консерватории происходили события, которые не пропускали даже буфетчики и преподаватели далеких от музыки дисциплин, например, физкультуры. Это репетициии концерты дирижера Натана Рахлина, лекции по истории пианизма Григория Когана.
– Годы учебы были очень интересными, – рассказывает Ирина Афанасьевна. – Ляля Хаитовна обещала показать меня Гилельсу, и я очень волновалась. На мое счастье, он тогда в Казань не приехал. Но я с ним все-таки встретилась позднее в Ульяновске. Здоровалась за руку и до сих пор помню, какая она мягкая, пластичная и сильная. У меня много похожих воспоминаний – я пожимала руку Ростроповичу, Нейгаузу, Кабалевскому. Мои ученики участвовали и побеждали в знаменитых поволжских конкурсах Кабалевского, председателем жюри которого была блестящая пианистка Мария Гринберг. Однажды она похвалила мою ученицу Лену Данилову за хорошее исполнение сонаты Гайдна.
Влюбились в Клиберна
В 1958 году Ирина Афанасьевна вместе с подругой заняла первое место на конкурсе в номинации «фортепианный ансамбль». Премией стала поездка на Первый международный конкурс имени Чайковского. Произошедшее на нем Гладких помнит в мельчайших подробностях.
– На первом утреннем прослушивании публики было немного. Человек 15 в жюри, старенькие преподавательницы из московских музыкальных школ. Помню лужицы на сцене, еще не высохшие после мытья пола. Объявили первого исполнителя – Вана Клиберна. Вышел долговязый худой мальчик, начал играть, и с первых же нот все замерли. А когда он закончил, все эти старушки бросились к телефонным будкам и говорили как одна: «Какой пианист!». После этого все просто влюбились в него. Человек он был очень искренний и этим производил большое впечатление на слушателя.
Играл свежо, музыкально, романтично. Помню, как-то отдыхала в Сочи и во время прогулки услышала, как по репродуктору объявили: «Клиберн играет Второй концерт Мак-Доуэлла». Я остановилась и слушала весь концерт. Потом педагоги нашего училища тоже ездили в Москву на эти конкурсы. Именно там я услышала Григория Соколова и Михаила Плетнева еще до того, как они стали известными.
Воспитанная представителями разных музыкальных школ – московской и ленинградской, – Ирина Афанасьевна считает, что на конкурсах имени Чайковского эта разница была наиболее заметна. Ленинградцы тоньше,они более открыты и контактны со слушателем.
Москвичи безукоризненно техничны, в них чувствуется напор. А на один из конкурсов приехало около тридцати пианистов из США: все они играли очень технично, но одинаково, словно машины – никакой индивидуальности.
Магия пианиссимо
В Казани Ирина Афанасьевна вышла замуж за виолончелиста, который был родом из Уфы, и после окончания учебы молодая пара собиралась поселиться в Башкирии.
Но к этому моменту в Ульяновске создавалось музыкальное училище, и Ирина Афанасьевна с радостью приняла предложение Шадриной работать вместе. И эти годы тоже были радостными, полными музыкальных впечатлений. Молодой коллектив сдружился, устраивал капустники, проводил концерты, собиравшие полные залы. Педагогов захлестнул кураж: все стремились подготовить студентов к поступлению в вузы Москвы и Ленинграда и это им удавалось. В первые же годы работы в Ульяновске коллеги по училищу попросили Гладких учить их маленьких детей в первой музыкальной школе, и постепенно таких учеников становилось все больше. Некоторых музыкантов она бережно провела от первого класса музыкальной школы до вуза. Например, Анну Никифорову, которая затем поступила в Музыкальный педагогический институт имени Гнесиных, закончила аспирантуру, а сейчас живет и успешно преподает в Австрии. Галина Тощилина преподает в Москве. Елена Соловьева – в Латвии, Наталья Моисеева – в Финляндии. Многие ее ученики преподают на факультете культуры и искусства УлГУ, а также в Областной детской школе искусств, в том числе директор школы Юлия Гаврилова, преподаватели Татьяна Бондарева, Светлана Штырлина, Марина Шильникова.
Одной педагогики Ирине Афанасьевне было мало, и она активно занялась общественной деятельностью. Кроме «Музыкальных вторников», проводимых силами училища, в течение многолетнего ремонта филармонии приезжих музыкантов принимала она. Ирина Афанасьевна следила за порядком в концертном зале, настройкой инструментов, брала на себя роль конферансье и переворачивала страницы. По просьбе ульяновских журналистов Гладких освещала концерты апрельских ленинских фестивалей. Это были и выдающиеся музыканты, и еще неизвестные, но тоже прекрасные исполнители. Гладких вспоминает, как ее поразил эстонский мужской хор, который все эффекты делал на пиано (piano в переводе с итальянского значит «тихо». – Ред.).
Удивляло, что высокие, крепкие мужчины поют так тихо и деликатно: «Тончайшее пианиссимо – выразительная краска, которой очень редко пользуются». После концертов она просила музыкантов остаться в зале и ответить на вопросы студентов. Бывало, родители звонили в училище, интересуясь, где пропадают их дети – а дети заслушивались рассказами пианистов Дмитрия Благого, Виктора Ересько, Виктора Мержанова, Веры Горностаевой… В год создания Ульяновского симфонического оркестра Гладких в составе конкурсной комиссии слушала кандидатов. Вместе с первым дирижером Эдуардом Серовым организовывала конкурсы юных пианистов на право играть с симфоническим оркестром, и эта традиция сохранилась до сих пор. Своих учеников – и малышей, и студентов Ирина Афанасьевна возила с концертами по всей области. Она считала своим долгом не только отдавать своим ученикам «часы» и заниматься по программе, но и развивать их всесторонне. С Эдуардом Серовым договорилась о посещении начинающими музыкантами оркестровых репетиций, с режиссерами драмтеатра – репетиций спектаклей.
В дни каникул ездила с учениками в Москву: они заранее изучали театральную афишу, выбирали спектакли, заказывали билеты. Так им удалось увидеть на сцене Майю Плисецкую и Галину Уланову, услышать Галину Вишневскую в «Евгении Онегине», которым дирижировал Геннадий Рождественский.
Жажда музыкальных потрясений
Гладких сожалеет, что в последние десятилетия в Ульяновске стало меньше концертов, способных доставить настоящее удовольствие.
Если раньше для музыкантов было престижно выступить на родине Ленина, то сейчас и они, и филармония руководствуются соображениями выгоды. В основном приезжают музыканты молодые, хотя и талантливые. Но просто хорошее, техничное, правильное исполнение – это еще не все для человека с богатым слушательским опытом. Хочется ощущений, сходных с удовольствием от вкусной еды или от беседы с интересным собеседником. Однажды после концерта Ирина Афанасьевна испытала такое вдохновение, что в 22.30 побежала в музучилище, чтобы самой позаниматься.
За время работы в музучилище, с которым распрощалась только в 2013 году, Ирина Афанасьевна преподавала все возможные фортепианные дисциплины – специальность, фортепианный и камерный ансамбль, педпрактику, а для работы в УлГУ разработала курс «Методика преподавания фортепиано». Любимым предметом всегда был фортепианный ансамбль: «На этих уроках я могу не думать о «технологии», а работать непосредственно с музыкой, добиватьсятого, чтобы произведение произвело эффект на слушателя. Совсем недавно, 15 февраля, все пять моих ансамблей были отмечены на межрегиональном конкурсе в Димитровграде – вот результат работы». Отдав всю себя работе, Ирина Афанасьевна подумывает о выходе на пенсию, но понимает: без школы жизнь потеряет смысл. Как же она с таким отношением к делу переносит долгие летние каникулы?
Оказывается, и она устает от постоянного общения. Накопив денег, отправляется в Сочи, Кисловодск, в советские годы часто ездила в Прибалтику, Москву, Ленинград. Отдыхает с дочерью или в одиночку, много гуляет и набирается сил для того, чтобы снова окунуться в музыкальную жизнь с учениками, их родителями, бабушками и дедушками.
Анна Школьная