Наша область намерена расстаться с единственным принадлежащим ей дорожным предприятием – ОАО «Ульяновскавтодор».
В четверг Законодательное Собрание включило все акции «Ульяновскавтодора» в областную программу приватизации на 2014 год: аукцион запланирован во втором квартале. Ценные бумаги госпредприятия уйдут «с молотка» под уже привычные для таких ситуаций аргументы: больше ничего не сделаешь, там все развалилось, легче продать.
ОАО «Ульяновскавтодор» являются строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, производственных баз и других объектов дорожного хозяйства. 100 процентов акций общества находятся в собственности Ульяновской области. Положение «Ульяновскавтодора» сегодня действительно плачевное. Несколько лет подряд предприятие работает с убытками, которые составляли поначалу десятки, а потом и сотни миллионов рублей. Кредиторская задолженность ежегодно росла, по итогам 2012 года достигла 580 млн рублей. Отсутствие оборотных средств и отрицательные финансовые результаты не позволяют «Ульяновскавтодору» самому участвовать в проводимых тендерах на дорожные работы. Поэтому он чаще выступает как субподрядчик, а основная прибыль при этом достается частным генподрядным организациям. Доля ОАО «Ульяновскавтодор» на дорожном рынке региона составляет сегодня, по оценке областного департамента имущества, не более четырех процентов, оно обслуживает дороги лишь одного муниципального образования – Ульяновского района. В результате появились выводы, прозвучавшие на заседании ЗС со стороны «Единой России», – предприятие не является социально значимым, оно не выдержало рыночной конкуренции. Правда, остается открытым вопрос, почему не выдержало, как до-катилось до жизни такой? Ведь деньги в ремонт и содержание дорог сегодня вкладываются солидные, в том числе и в Ульяновской области. Счет идет на миллиарды. Кроме областного «Ульяновскавтодора» и городского МУП «Ульяновскдорремсервис» в дорожном хозяйстве нашего региона сейчас работают девять крупных частных компаний, а также более десятка мелких негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей. Все частники чувствуют себя неплохо. Хотя дороги в регионе становятся все хуже: особенно страшно на них смотреть, когда они весной пробиваются из-под снега.
По «Ульяновскавтодору» «диагноз» оказался таким: учитывая, что госпредприятие фактически умирает, для стабилизации ситуации требуется вливание не менее 300 млн рублей и существенная модернизация его асфальтобетонных заводов. Областной бюджет имеет дефицит, поэтому для решения проблем необходимо привлекать частные инвестиции. Значит – продавать акции. В пользу такого решения, кстати, приводится еще один аргумент: пополнение областной казны от продажи предприятия. Только навар-то ожидается невелик: рыночная оценка 556475 акций ОАО «Ульяновскавтодор» составляет сегодня 42,53 млн рублей. Мелочь даже по масштабам бюджета Ульяновской области.
Если «Ульяновскавтодор» уйдет с аукциона, то государственных компании в дорожном хозяйстве региона не останется. Надеяться на то, что высокий уровень состояния дорог нам обеспечат частники (в том числе потенциальные покупатели «Ульяновскавтодора»), пока особо не приходится. Достаточно вспомнить, как долго и с каким качеством реконструировались по «передовой технологии» несколько километров дороги «Ульяновск – Димитровград» в Заволжье. Возможно, «эпопея» не закончена. Многие участки на других дорогах не выдерживают после ремонта и года. Деньги уходят как в прорву, и никто за это не отвечает. Расставаясь с собственностью в различных сферах экономики, государство также утрачивает свое влияние на них. Частные дорожные компании, например, сегодня не всегда хотят браться за работу на сложных участках, а заставить их невозможно. И что тогда делать, если своих предприятий у области по этому направлению нет?
Одно немного радует в случае с продажей «Ульяновскавтодора»: обещано, что принадлежащая ему новая дорожно-строительная техника перед аукционом будет выведена в региональное казенное предприятие «Областное коммунальное хозяйство». Хотя, кто знает, может быть, и этому предприятию вскоре повелят стать частным – для пользы дела?
Владимир ПУГАЧЁВ