Из репортажей российских телеканалов понять, что происходит в Украине, жителям нашей страны сложно, если вообще невозможно, поскольку телеканалы занимаются не информированием, а пропагандой. Картина при этом чаще всего получается далекой от реальности. Пытаясь в ней все-таки разобраться, «СК» попросил высказаться по поводу происходящего там известных в области людей, слабо поддающихся, на наш взгляд, воздействию любой пропаганды, то есть имеющих собственную точку зрения.

«Власть довела народ до отчаяния»

Об Украине я знаю не понаслышке. 30 лет я жил в Житомире. Это 120 километров от Киева. В Молдавии меня призвали в армию, попал в Житомир. Случайность. Мог оказаться во Владивостоке, в Краснодаре… Три года служил. Личная жизнь сложилась так, что остался в Житомире. У меня была гражданская специальность – тракторист. Но в городе трактористов много не требуется. Пошел на завод подсобным рабочим. Заочно учился в Киевском политехническом, 27 лет работал на одном и том же заводе. На заводе стал кандидатом наук, доктором наук, лауреатом Госпремии, заслуженным изобретателем и т.д. Тогда эти звания купить нельзя было, нужно было трудиться с утра до вечера, что я и делал вместе со всеми. Народ пахал. Трудолюбивый, доброжелательный, талантливый народ. В массе своей – никакого шовинизма, национализма. Послухам, в западной части Украины – родине бандеровщины – националисты встречались, но все равно их было ничтожно мало.
Почему же произошло то, что произошло? Как в Киеве на Майдане оказались бандеровцы, не самое интересное. Может, их идеология способствовала их единению. Может, единению способствовали чьи-то «гроши» (ударение на первый слог!). Важнее понять другое: почему националистов, «бандитов» поддержали своим присутствием на Майдане тысячи и тысячи обычных, нормальных людей. Ведь это в конечном итоге привело к началу развала страны. Так почему? Да потому, что власть довела народ до отчаяния. Та же коррупция, злоупотребления, набивание карманов. Есть олигархи, и есть массы нищих, еле сводящих концы с концами. Слияние власти с олигархами. Терпение народа лопнуло, и он поддержал тех, чьи взгляды не разделяет, лишь бы нанести удар по власти.
Я не одобряю решение вопросов с помощью революций, силовыми метолами, с помощью оружия. Это путь к уничтожению страны. А где будут жить наши дети и внуки? Какие выводы в связи с украинскими событиями должны сделать в России – в следующей статье.
Тот самый ГРИНБЕРГ, доктор технических наук, профессор.

«Сгусток проблем и противоречий»
Сложно писать об Украине. Страна, как представляется, оказалась в кризисе сразу по нескольким параметрам.
Прежде всего есть реальное недовольство населения действиями власти: коррупция (все пишут, что ее размеры превосходят российскую коррупцию в разы), бедность значительной части населения, расслоение элиты на конфликтующие группы.
Это объективные причины, рано или поздно они все равно бы привели к взрыву.
Украина как самостоятельная страна представляет из себя лоскутное одеяло. В 1919 году Владимир Ленин подарил Украине несколько русских областей, в течение всего периода советской власти после Великой Отечественной войны руководство республики вело политику дерусификации, достаточно спокойную и без ненависти к русскому народу, апогеем которой был подарок Крыма Украине. Западные области Украины, которые никогда не были русскими (Львов), в условиях ориентации на Запад пытаются политику дерусификации превратить в ненависть к русским.
То есть Украина сейчас – сгусток противоречий и проблем. Осложняется ситуация тем, что в стране нет легитимной власти. Действия Рады носят самопровозглашенный характер. Сами изменили Конституцию, в соответствии с изменениями принимают судьбоносные решения. Для изменения Конституции все-таки нужен всенародный референдум. Появляются двойные стандарты, связанные с борьбой элитных групп. Переворот в Киеве – «хороший», требование референдума в Крыму – терроризм.
Сложно прогнозировать дальнейшие события. Всем – и Украине, и России, и ЕС, и НАТО – нужны выдержка и согласование позиций для максимального учета интересов всех групп населения. Вряд ли это смогут сделать революционные националисты.
Нина ДЕРГУНОВА, доктор политических наук, профессор, социолог

«Надо поддержать»
Украина для России – это действительно братский народ, и на неурядицы у брата реагирует любой русский.
Тем более что нынешние события – это уж совсем другое, чем просто неурядицы. Неурядицы были практически сразу, как только братский союз де-юре распался в конце 1991 года, и 20 лет на Украине сплошные неурядицы, уровень жизни с «разводом» так и не поднялся даже до советского уровня. На обнищание масс наложилось воровство в верхах и откровенная коррупция власти. Это самая фундаментальная причина массовости Майдана. Верховной властью на Украине всегда было недовольно население. Ни Кравчук, ни Кучма, ни Янукович с Ющенко, ни вот теперь Янукович единолично не смогли даже предложить внятную политику украинскому обществу. Народ только видел, как бесстыже и бессмысленно обогащается верхушка нации, не показывая при том какой-то перспективы всему населению.
Как объект геополитики Украина стала важным плацдармом между двумя субъектами геополитики – России и Запада. Отсюда помощь Запада Майдану. Объективных причин антирусизма нет! Русские не колонизировали украинцев, не завоевывали, не истребляли их религию, культуру и уклад жизни. А по ментальности русские и украинцы настолько близки, что родные братья не всегда так близки бывают. Они практически один народ! Но вот поди ж ты, как живучи оказались эти сорняки национализма, что стоило их обильно полить, поддержать – пошли в рост! В момент идейного кризиса украинского общества, моральной деградации государственной элиты националисты оказались как раз подготовлены, натренированы и хорошо снабжены для осуществления смены власти. Что и произошло на Украине.
Отсюда второй вопрос: что будет? Или что делать нам, вернее, как нам относиться к этому?
Что будет – известно. Распри внутренние, хаос и разруха экономики, передел национального достояния -все это идеальная среда для гражданского раскола вплоть до войны: современные средства индивидуальной защиты, как показал Майдан, вполне могут служить эффективным оружием.
Что нам делать, я уже слышал вовсе не от политиков, а от соседей и совсем незнакомых, простых людей, а также в Сочи – от граждан Украины, и тех, кто там работу нашел, и тех, кто на Олимпиаде отдыхал. Все это кратко формулируется так: нам надо поддержать и защитить пророссийское население Украины. Адресно поддержать и защитить.
Хамзя ЯМБАЕВ, предприниматель, общественный деятель

«Думаю, что процесс на Украине этим не закончится»
Я часто бывал и бываю в Киеве, обычно весной, когда город особенно красив. Там живет мой однокашник, бывший в Чернобыле уже через несколько часов после взрыва. Там живут мои коллеги. С ними я регулярно общаюсь по скайпу; говорил я с ними и в трагические дни, когда погибли десятки людей. В разговорах по скайпу мне высказывались диаметрально противоположные точки зрения на события в Киеве. У меня сложилась независимая от оценок СМИ картина произошедшего.
На Майдане собрались самые различные слои населения: жители западных областей, которые в своем большинстве националистически настроены, вполне интеллигентные и умные киевляне, которые далеки от украинского национализма, были и представители восточных, преимущественно русскоязычных, областей Украины. Эти группы населения объединяло одно – стремление покончить с коррумпированной властью, которую олицетворял президент Янукович. Катализатором этого процесса явился жесткий (если не сказать жестокий) разгон силовиками вполне мирной акции студентов в конце ноября. Этот разгон возмутил многих украинцев и кооптировал в ряды протестантов уже сотни и сотни неравнодушных людей со всей страны. Понятно, что, опасаясь новых жестких действий силовиков, эти люди стали готовиться дать отпор. На передний план у протестантов вышли уже пассионарные личности (но не вожди!) и группы, которых дальнейшие действия силовиков («Беркута») сплачивали, ожесточали и организовывали. Рядовые киевляне были выведены из нейтрального положения частыми хулиганскими действиями так называемых «титушек» – молодых людей из шахтерских районов, которых власть привезла в Киев с целью противостоять экспансии протеста.
За недели противостояния анти-властных сил, которых не останавливали действия «Беркута», а лишь разогревали и цементировали идею украинской идентичности, Майдан привлекал все большее и большее количество сторонников – как радикальных, так и умеренных. Массы людей, уже способных захватывать и удерживать административные здания, колебали убеждения силовиков в правомерности и перспективности насилия, которое должно было спасти коррумпированную украинскую элиту (резиденции Януковича или генерального прокурора поражают своей роскошью, хотя у власти-то они находились всего несколько лет). На стороне Майдана были убеждения, идея самостийной Украины, а на стороне Януковича доминировало стремление сохранить власть, необходимую для дальнейшего обогащения. Как и следовало ожидать, в критический момент соратники по политическому «бизнесу» от Януковича отвернулись, а сам он ударился в бега, предав «Беркут», который за него боролся. Типичная история для стран, где власть делает ставку на страх, а не на уважение своих граждан.
Думаю, что процесс на Украине этим не закончится: слишком разные силы боролись против Януковича. Отмена Радой только одного «языкового» закона, облегчавшего в условиях насильственной украинизации существование иноязычных регионов, способствует его продолжению. В новой власти будут доминировать (по крайней мере, какое-то время) националисты и энергичные, но не особо
готовые к управлению 50-миллионным народом люди, а это будет приводить к отчуждению юго-восточной и части «думающей» Украины от Киева (включая Крым, где, правда, у новой власти есть надежная опора в виде значительной доли нерусского населения). Полагаю, что раскола Украины не произойдет, но брожение и поиск оптимальной конструкции власти будут долгими и не способствующими быстрой экономической реабилитации страны и обретению всеукраинской идентичности всем ее населением. Необходимость болезненных реформ будет подтачивать авторитет новой власти, в каком бы формате она ни была создана. России хотя бы из прагматических соображений лучше бы подальше держаться от тамошних неурядиц. У нас своих проблем хватает. Цель в виде достойной жизни своих граждан важнее геополитических миражей.
Валентин БАЖАНОВ, заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор