Спасение дома – дело рук его жителей

Ульяновцы, сталкивающиеся с некачественным обслуживанием собственного дома, зачастую не могут найти выход из ситуации: контакт с управляющей компанией (УК) наладить не удается, надзорные органы могут только оштрафовать, а сами жители, как они думают, бессильны что-либо изменить.

Впрочем, есть и такие горожане, которые решают проблему кардинальным методом: сменой управляющей компании.

В феврале на такой решительный шаг пошли жители сразу пяти домов в Засвияжье.

Проблем там накопилось через край. Сейчас идет процесс перехода из одной УК в другую.

Один из домов, по улице Рябикова, 25, уже провел собрание, и по итогам голосования более 50 процентов собственников высказались за смену управляющей компании и способа управления своим домом. Еще три дома – №7, 2/19 и 23 по улице Корунковой, а также дом № 15 по улице Камышинской находятся в активной стадии решения этого вопроса.

Собственники этих домов принимают решения об отказе от услуг, на их взгляд, одной из самых «закрытых» управляющих компаний города – ООО СК «Фундамент». Мы решили выяснить подробнее причины недовольства у самих жителей и общественников, которые помогают им отстаивать право на комфортные и безопасные условия проживания.

Ноль реакции!

По словам старшей по дому по улице Рябикова, 25 Александры Симиргиной, она бьется с «Фундаментом» с 2011 года. Ремонта нет, обслуживания нет, информации о потраченных денежных средствах жителей тоже нет!

По ее словам, за два с половиной года она не подписала ни одного акта, хотя делать это должна регулярно.

– В 2013-м у нас еще больше обострились отношения, – продолжает свой рассказ старшая по дому. – В «Фундаменте», по сути, нарисовали протокол собрания по тарифу – пошли с заочным голосованием по подъездам.

Тариф установили 19 рублей 10 копеек. Мы выразили несогласие, предложили 18 рублей 75 копеек. В нашем протоколе расписалось более 85 процентов жителей. Отослали – ноль реакции. А в августе Ленинский районный суд признал и протоколы управляющей компании, и ее тарифы фактически недействительными.

– В прошлом году, когда сломался замок, мне все-таки удалось побывать в подвале, говорит старшая по дому. – Там – ужас. Сменен лежак канализации, остальное – ржавая гниль! Даже лифтами стараемся не пользоваться – полноценно работают только три изсеми, в остальных нет диспетчерской связи, да и обслуживает их неизвестный подрядчик.

Нет нужной информации, которую обязана по закону предоставлять жителям управляющая компания, даже на ее сайте. Такое впечатление, что о нем в «Фундаменте» забыли примерно с 2011 года.

Рядом с домом по улице Рябикова, 25 стоят девятиэтажки, которым Симиргина – признается – завидует. Эти здания – в обслуживании другой компании – выглядят благополучными, а ее дом – «как замарашка». У соседей даже пластиковые окна в подъездах стоят, а в 25-м доме щели такие, что все тепло уходит в воздух. О каком энергосбережении может идти речь?

Это тот случай, когда зависть стала движущей силой. И жители дома по улице Рябикова, 25 свой выбор сделали, доказав своим примером, что именно собственники – главные в доме, они – работодатели, оплачивающие услуги УК из своего кармана. И управляющую компанию им навязать никто не вправе. Лишь собственник может сделать свой выбор среди УК на рынке услуг по обслуживанию многоквартирных домов.

Именно жильцы дома по улице Рябикова, 25 стали первопроходцами в решении судьбы своего дома. Они создали инициативную группу, которая познакомилась с различными компаниями, чтобы решить, какая из них сможет предложить наиболее выгодные условия и качественные услуги по управлению домом. В итоге остановились на УК «Аметист». Однако на первом собрании для кворума голосов не хватило. Заочное голосование дало результат, и дом по улице Рябикова, 25 уже с 1 апреля перейдет под управление «Аметиста».

Непростой выбор

Уходить от одной управляющей компании к другой решиться было нелегко. Однако проблемы копились одна за другой: неблагоустроенность дворов, неухоженность подъездов, где зимой на окнах – ледяные пещеры с сосульками-сталактитами, протекающие козырьки и стыки, незаделанные швы… Перечислять можно долго.

Общественный совет Засвияжья, рассказывает его председатель Александр Потапов, в январе-феврале проводил мониторинг по всем управляющим компаниям района среди жителей. В опросном листе был и вопрос о желании перейти в управление к другой управляющей компании. Утвердительных ответов по УК СК «Фундамент» набралось более 2000 из 3000 опрошенных в домах этой компании. Например, в доме по улице Корунко—вой, 7 ответили «да» почти все принимавшие участие в анкетировании.

Еще одна причина, по которой люди захотели сменить управляющую компанию: у «Фундамента», по словам руководителя экспертной группы по противодействию коррупции в Ульяновской области Валерия Каменецкого, более 103 миллионов рублей долга, при этом «недоплата» от жителей составляет менее 16 миллионов рублей. Компания, по сути, находится на грани банкротства, которое, возможно, – вопрос всего лишь нескольких месяцев.

– На прошлое собрание, насколько мне известно, представителей «Фундамента» сами жители даже не пустили, – отметил Каменецкий на собрании жильцов дома по улице Корунковой, 7. – Становится ясно, что никакого диалога между управляющей компанией и собственниками нет. И закономерна постановка вопроса о смене управляющей организации.

Это может быть или ТСЖ, или непосредственное управление, или смена компании. Но нужно очень серьезно подумать перед принятием решения.

Сегодня инициативные группы активно работают и в домах по улице Корунковой, 7, 2/19 – там в прошлую субботу прошли собрания. Пока единого мнения у людей не сформировалось, тем более что и собственники пришли далеко не все. Дом по улице Камышинской,15 тоже готов к принятию важных решений – сбор жильцов намечен на сегодня, 1 марта. И, насколько известно, туда, как и на предыдущие собрания, приглашены представители «Аметиста».

Привлекла открытость

Выбор компании не был спонтанным, рассказывает Галина Слугина.

Сначала обошли несколько инстанций, где советовались относительно управляющих организаций: были и вконтакт-центре при главе города, и в комитете ЖКХ администрации Ульяновска, и в администрации района, общались с общественниками, проштудировали прессу.

Перед собраниями жильцов инициативные группы, начиная с декабря, приходили в главный офис УК, чтобы встретиться с руководством. Первое, что их поразило: вел диалог с ними сам директор «Аметиста» – Дмитрий Тарханов. В «Фундаменте», несмотря на расписанный по дням личный прием, к руководителю попасть практически невозможно.

Не припомнят случая, чтобы он появлялся на сходах и годовых отчетных собраниях, которые, впрочем, «Фундамент», как правило, и не проводил.

– Собственники сами пришли к нам, это их выбор, – рассказал корреспонденту «СК» директор ООО ГК «Аметист» Дмитрий Тарханов. – Прежде чем принять решение о переходе в нашу управляющую компанию, было проведено множество встреч с советом дома, на которых обсуждались условия договора управления, размер платы за содержание жилья, какие услуги мы предоставляем.

Жители домов даже посмотрели на нашу материально-техническую базу, чтобы убедиться в способности качественно обслуживать дома.

Обсуждались с собственниками вопросы энергосбережения, которое сейчас реализовано слабо, и вопросы начислений за ОДН. «Аметистом» закуплены и устанавливаются на счетчики антимагнитные пломбы, что страхует жителей от воровства их соседей с помощью магнитов. Также были даны разъяснения, в чем выгода непосредственного управления, при котором деньги за коммунальные услуги идут сразу к поставщикам, минуя управляющие организации. Выбор сделан.

Василий СТЕПАНОВ