Последствия вооруженной демонстрации в Крыму будут для России тяжелыми и длительными. Даже в том случае, если наши войска не произведут там ни одного выстрела.

Я смотрел это внеочередное заседание Совета Федерации в субботу, давшее президенту санкцию на использование российских войск на территории Украины, – в зале царили растерянность и страх, поскольку сенаторы оказались крайними, то есть теми, кто в случае чего и понесет за все это ответственность. Их, собственно говоря, подставили, ведь пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков в тот же день заявил, что решение о самом использовании войск президентом еще не принято. А сенаторами уже принято.

Подставили всех, пофамильно.

Миллиардеров и миллионеров, у кого в Европе и США квартиры, дома, виллы и бизнес. Там же живут зачастую и их семьи. Взрослые дети, по крайней мере, живут, учатся и работают точно на Западе. Даже школьники учатся в швейцариях и англиях. Все это теперь под угрозой.

На минное поле, чреватое в худшем случае международным судом, сенаторов затащили так же, как генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев затащил в свое время членов политбюро, заставив их подписаться под решением о вводе советских войск в Афганистан. С той только разницей, что члены политбюро не имели денег, особняков и рыночных активов на Западе и не жили там ни сами, ни их семьи.

Решение Совфеда, разумеется, сумасбродное, но рассчитанное на здравомыслие США и Европы, которые в ход свое оружие без достаточных оснований не пустят. Если же эти основания, не дай Бог, наступят, они должны будут отдать приказ. Дело в том, что, когда в 90-х годах Украина согласилась сдать свой ядерный арсенал России, мировое сообщество обязалось обеспечивать ее безопасность и территориальную целостность, о чем в Москве, конечно, хорошо помнят. Помнят, вероятно, и то, что войны, начинавшиеся Россией, она фактически проигрывала. Это упомянутая афганская (1979-1989); финская (1939), завершенная СССР ценой несоразмерных человеческих потерь; первая мировая (1914-1918); русско-японская (1904-1905), первый шаг к которой сделала хоть и Япония, но не без помощи России; Крымская (1853-1856). А выигрывала, отражая иностранное вторжение – Швеции, когда Карл XII пришел к нам сам и был разбит Петром I; Франции, ведомой Наполеоном; фашистской Германии…

И вряд ли целью нынешнего демарша является война. Это и не Крым, и не защита русских в Украине – они не очень-то Москве и нужны, что прекрасно иллюстрирует судьба русского населения в Туркмении, которое обменяли на туркменский газ и бросили в среднеазиатских пустынях. Цель, скорее всего, в том, чтобы отвлечь внимание россиян от зрелища катастрофы с рублем, обесценившимся с начала года на 20 процентов, то есть из каждых 100 тысяч рублей 20 тысяч жителями страны уже потеряны. Вторая цель: после фиаско с Януковичем показать, что без Москвы кризис в Украине разрешить все равно не удастся. Не удастся, к примеру, умиротворить юго-восток, взбудораженный московскими сигналами (ложными, к несчастью для жителей юго-востока). Но главное – это вынудить Запад сесть за стол переговоров и выторговать у него и у новых властей Украины гарантии неприкосновенности базы Военно-морского флота РФ в Севастополе, альтернативы которой за 15 последних лет так и не было создано.

Я думаю, что до огня там не дойдет, но осадок останется. В виде резкого роста неприязни и недоверия к русским и России в принципе, ее изоляции, что ускорит развертывание у ее границ системы ПРО, поскольку ближайшие соседи, как и Европа в целом, увидели реальную угрозу с востока. Это, в свою очередь, спровоцирует новый виток гонки вооружений, на который у России нет, однако, денег, о чем и свидетельствует продолжающийся обвал рубля.

Андрей Семенов