Ульяновские краеведы и любители музыки выступили с инициативой пригласить в город оркестр из Аргентины, исполняющий музыку нашего незаслуженно забытого земляка, композитора, педагога, основателя Симбирской народной консерватории Алексея Абуткова.

Об интересной и во многом трагичной судьбе симбирского композитора Абуткова «СК» писал несколько лет назад. Напомним, будущий композитор родился в 1874 году в селе Чеботаевка Буинского (ныне Сурского) района Симбирской губернии. Окончив в 1892 году Симбирскую мужскую классическую гимназию, поступил в Московский университет, где выучился на юриста и агронома. Одновременно брал уроки у известного специалиста Павла Пабста. В 1907 году Абутков со званием свободного художника окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, где его учителями были Николай Римский-Корсаков, Александр Глазунов, Анатолий Лядов. После краткого обучения в Германии с 1907 по 1913 год он преподавал в Императорской хоровой капелле Санкт-Петербурга. В эти годы создал ряд хоровых произведений, опубликовал «Руководство по изучению контрапункта канона и фуги».

В Симбирск Абутков вернулся в 1917 году, был регентом церковных хоров. В 1918 году открыл в городе народную консерваторию, просуществовавшую до 1921 года. Воспитанники Абуткова давали концерты повсюду, даже в парках. Композитор сделал переложения для хора многихреволюционных песен, в том числе «Марсельезы». В 1919 году Абутков был арестован в связи с «антисоветской деятельностью» из-за дружбы со Львом Толстым в первое десятилетие XX века и из-за брата Николая, белогвардейского генерала. Спустя три года Абуткова большевики освободили, по другой версии – секретарь и душеприказчик Толстого, доктор Владимир Чертков, помог Абуткову бежать из тюрьмы и пересечь границу.

В 1923 году Абутков уже был в Аргентине. Как убежденный толстовец он организовал в провинции Мендос колонию, вместе с единомышленниками занимался сельским хозяйством. В той же провинции в 1928 году Алехо, как его стали называть, открыл частную консерваторию, где был единственным преподавателем. Обучал крестьян игре на фортепиано, виолончели, скрипке, гитаре, мандолине, других инструментах, а также учил вокалу, композиции, теории музыки, сольфеджио. В 1928 году симбирянин открыл в городе Хенераль Альвеар консерваторию «Шуберт» по образцу европейских. После ее включения в Музыкальный институт Санта-Сесилия в Буэнос-Айресе выпускники могли получать официальные дипломы.

Консерватория существовала до самой смерти Абуткова в 1945 году.

Через нее прошло почти 200 учеников. По инициативе Абуткова отмечался День музыки: ежегодно проводились концерты его учеников.

В начале 2000-х годов один из рабочих, посланных на демонтаж ветхой лачуги в городке Карменсо, в которой жил Абутков, имел музыкальное образование и спас ноты от уничтожения, отнеся их к местному «гуру» – профессору-музыковеду Диего Боскету. Тот был поражен находкой и все последующие годы посвятил себя изучению жизни и творчества симбирского композитора.

Правда, вскоре выяснилось, что информации о его жизни, особенно российском периоде, крайне мало и очень часто она противоречива. Тем не менее сама музыка русского композитора уже нашла своего слушателя. Благодаря стараниям Боскета в Аргентине стали устраиваться концерты, на которых звучат произведения Абуткова. И, как отмечает профессор, эта музыка нравится слушателям. Он мечтает о том, чтобы ее услышали и в России. Но на родине Абуткова познакомиться с ней не спешат. Профессор разослал множество писем со своими предложениями в различные культурные и образовательные организации России, в том числе и в ульяновские.

Но в ответ – лишь молчание.

Несколько лет назад музыкальный коллектив Боскета наладил тесные связи с ансамблем «Мария» из Санкт-Петербурга. В прошлом году питерские музыканты по приглашению профессора побывали в Аргентине с концертами. На май нынешнего года намечен ответный визит аргентинских музыкантов в северную столицу. По словам краеведов, есть возможность пригласить латиноамериканский ансамбль в Ульяновск и вживую услышать произведения симбирского композитора Алексея Абуткова, тем более что об этом есть предварительная договоренность с Диего Боскетом. Проблема лишь с оплатой дороги от Санкт-Петербурга до Ульяновска и после – от Ульяновска до Москвы. По расчетам, на это необходимо 120 тысяч рублей. В региональном министерстве искусства и культурной политики заявляют, что на эти цели средств не предусмотрено. Вся надежда на меценатов.

Дмитрий Минаев