В этом году Ульяновский областной театр кукол имени Валентины Леонтьевой празднует 70-летие. А в последние два сезона сразу четверо молодых актеров решили связать свое будущее с этим театром. О том, как им дается профессия кукловодов, «Курьеру» рассказали Александра Корнилова, Ольга Леонтьева, Павел Лукьянов и Артем Трохинов.
Все четверо учились в УлГУ, на факультете культуры и искусства. Проработав некоторое время в театре «Nebolshoy», они – девушки раньше, парни позднее – пришли в театр кукол, который привлек их новыми возможностями.
– Драматический актер часто скован рамками амплуа, – рассуждает Ольга. – А здесь мы можем сыграть кого угодно. Например, Саша давно мечтала о роли Бабы-Яги. А Артем в спектакле «Мнимый больной» играет и старенького доктора, и молодого брата главной героини.
– Поначалу наши коллеги часто спрашивали: «Ну что, спрятались за ширму, теперь работаете голосом и руками?» – рассказывает Александра. – Но у нас не театр кукол в чистом виде, а синтетический театр: процентов 70 спектаклей – это совмещение куклы и живого плана. Порой не разберешь, где главные – куклы, а где – сами актеры. А уж когда мы выпустили «Фрекен Жюли», те же коллеги стали смотреть на нас несколько иначе. Я считаю, театр кукол как искусство в целом недооценивают. Очень многопланова сама тема человека и куклы.
Поэтому никакой ущербности мы не ощущаем, и, я думаю, театр кукол еще себя покажет.
– Вы уже можете назвать себя кукольниками?
– По моим наблюдениям, чисто технически можно научить человека водить куклу, – считает Александра. – Она будет правильно двигать ручками и ножками, но оживет или останется неодушевленным предметом – вопрос другой. Кукольникам тяжелее, чем драматическим артистам. Не скажу, что нам здесь сладко живется. Мы с Олей второй год работаем, но чем больше ты понимаешь и осознаешь что-то в профессии, тем сложнее и страшнее выходить в каждом следующем спектакле. Ведь ты начинаешь видеть, где и что у тебя не получается. Так что мы все еще в процессе перехода.
– Несколько часов в неделю мы проводим на тренингах по кукловождению, которые проводит для нас главный режиссер театра Людмила Гаврилова, – добавляет Павел.
Процесс оживления куклы, рассказывают молодые актеры, происходит всегда по-разному.
Часто у нее уже есть характер, и актер подстраивается под нее. Александра признается, что порой к кукле приходится подступаться издалека: и ходит-то она не так, и сидит странно – ничего не получается. Так и получается, что на репетициях каждого нового спектакля заново постигают профессию. Артем пока в основном занят в живом плане, но даже единственный опыт «одухотворения» куклы показал: многое зависит от нее самой – как говорит, как смотрит, как двигается.
– Вас не смущает, что вы никогда не сыграете, например, «Короля Лира»?
– Мне кажется, в нашем театре все может быть, только через куклу, – отвечает Артем. – Кто знает, может, мы сами поставим Шекспира?!
– А как вам кажется, нужны ли в театре спектакли по сказкам, известным каждому, вроде «Лягушки-путешественницы», а особенно «Колобка» или «Теремка»?
– Дети – особенная публика, – считает Ольга. – Есть такие спектакли, на которые взрослые приходят просто посмеяться. А дети понимают мысль, которая содержится в сказке. Например, сейчас такое время, что страшно оставлять ребенка на улице одного. И он смотрит того же «Колобка», понимая, что может произойти, если встретишь волка. Взрослые тоже понимают смысл происходящего на сцене и делают выводы, но перевоспитать их уже невозможно. А детей сказки и учат, и воспитывают. Может, наши маленькие зрители вырастут добрыми, умеющими дружить. А когда спектакль еще и режиссером сделан интересно, с выдумкой, то в нем приятно играть, выходить на поклон и видеть горящие детские глаза: день удался.
– От детей исходит бешеная энергетика, особенно когда они кричат: «Он сза-а-а-ди!
Поверни-и-ись!!!» – смеется Александра. Большой плюс актерской профессии – живой энергообмен, это допинг в хорошем смысле слова. Каждый год к нам приходят новые трехлетки: здорово, что мы можем показать им и «Репку», и «Колобка».
– А хочется, чтобы в театре кукол было больше спектаклей для взрослых?
– Затащить к нам взрослую публику очень сложная задача, – говорит Александра. – Надо преодолеть стереотип, что театр кукол – только для детей. К тому же, если берешь на себя смелость предлагать театр кукол как искусство, способное конкурировать с драматическим театром, ты должен предлагать качественный продукт. Если поставить того же «Короля Лира» и научить взрослую публику воспринимать нас всерьез – это было бы здорово.
– Не мешает вам то, что дети шумят, а не сидят чинно?
– Да мы и не работали там, где публика сидит чинно! – признается Артем, а Александра и Павел добавляют, что детская непосредственность пробуждает в актерах такой кураж, что еще интереснее работать.
Анна Школьная