Английский биолог XVII века сказал: «У хорошего хирурга должен быть глаз орла, сердце льва и руки женщины». Всеми этими атрибутами хорошего хирурга обладает заместитель главного врача Центральной городской клинической больницы по хирургии Ольга Ерёмина. В преддверии Международного женского дня, она рассказала, что быть хирургом – значит быть замужем за своей профессией.

На немного банальный вопрос, как девушка решилась получать «мужскую» специальность, Ольга Ерёмина ответила просто: «Ничего особенного за этим не стоит. Это просто сбывшаяся мечта детства. Мне очень нравится старинное выражение: «У хорошего хирурга должен быть глаз орла, сердце льва и руки женщины». Первую операцию тогда ещё студентка Ольга Ерёмина сделала на третьем курсе.

– Руки дрожали?

– Дрожали и руки, и ноги, и пот градом лил – было очень страшно. Это был острый аппендицит. Примечательно, что первый желчный пузырь я удаляла той же пациентке, которой делала свою первую в жизни операцию. Причём это она меня узнала, а не я её».

– Не раз приходилось слышать мнение, что хирург, как автомеханик: разбирает двигатель, находит проблему, ремонтирует и собирает назад, не испытывая особых чувств к автомобилю. Могли бы вы это опровергнуть?

– На мой взгляд, это совсем не так. Действительно, хирург разбирается в «деталях» человеческого тела, но изначально эти навыки связаны с желанием помочь человеку стать здоровым.

– То есть, если у молодого специалиста есть интерес к технологической стороне медицины, но нет рвения к помощи людям и спасению жизни, ему стоит выбрать другую специальность?

– Иногда, если человек хорошо оперирует, и у него хорошо работают руки, о нём можно услышать не очень лестные отзывы. Нужно в первую очередь быть человеком. Если ты умеешь общаться с людьми и ценишь человеческие качества, и не только в отношении к пациентам, но и в коллективе, отношение к тебе будет соответствующее.

Можно хорошо разбираться в «машине», в человеческом теле, а личных, душевных качеств может не хватать, и будет не то.

– Много ли вы знаете женщин-хирургов?

– На мой взгляд, достаточно хирургов женщин, которые хорошо работают и пользуются огромным авторитетом, ведут преподавательскую деятельность, делятся опытом с молодым поколением. Не так много, как хотелось бы, но, наверно, этого и достаточно.

– Кому бы вы не советовали становиться хирургом?

– Я бы не посоветовала стать хирургом только тем молодым специалистам, которые не влюблены в эту профессию, которые не ценят её выше себя, выше семьи. Если же это присутствует, значит, из них получится хороший хирург, а если нет, то стоит задуматься, а стоит ли вообще получать эту специальность. Хирургия всегда стоит на первом месте, недаром говорят, что все доктора замужем за профессией.

За всё время своей практики, Ольга Ерёмина помнит все свои первые операции: Первую ампутацию, первую грыжу, первую резекцию желудка. «Это, как первая любовь, – говорит она. – Никогда не забывается».

– Ольга Владимировна, много ли в вашей практике было экстренных операций, когда жизнь пациента висит на волоске?

– Во время любой операции от тебя зависит жизнь человека. С учётом особенностей работы нашего лечебного учреждения, экстренных операций очень много. Удельный вес экстренных пациентов доходит до 93 процентов. Если им не сделать операцию, то он умрёт.

– Женщина-хирург переносит неудачи тяжелее, чем мужчина?

– На мой взгляд, женщинам труднее, потому что женщина всегда идёт впереди сердцем. Может быть, мужчины умеют более глубоко прятать свои эмоции. Но у нас на первом месте могут быть слёзы, а потом уже объективное восприятие данной ситуации.

После назначения на должность заместителя главного врача по хирургии работы у Ольги Ерёминой прибавилось, но хирургическую практику она бросать не собирается: продолжает вести больных, активно работает в отделении, дежурит по экстренной хирургии. «Свободного времени практически не остаётся, – рассказывает Ольга Ерёмина. – Но когда оно есть, я стараюсь просто отдыхать с семьёй».

Система здравоохранения развивается и претерпевает изменения. В нашей беседе мы не могли не затронуть вопрос оптимизации и реструктуризации ульяновского здравоохранения. По мнению Ольги Ерёминой, укрупнение учреждений здравоохранения – это исключительно правильный вектор.

– Тенденция к развитию, росту наметилась несколько лет назад и имеет положительный характер. И один из моментов – это укрупнение. К нам присоединяется четвертая горбольница, расположенная на Нижней террасе. Мелкие лечебные учреждения не могут в своей структуре обладать возможностями для оказания полноценной медицинской помощи. А укрупнение поможет дооснастить и усилить одного единого крупного учреждения.

– Профессиональное сообщество врачей весьма неоднозначно воспринимает эти изменения. По большей части из-за того, что теперь им, возможно, придётся перемещаться между структурными подразделениями.

– Врач будет работать в своей больнице, но может смениться место дислокации. Люди же переезжают куда-то, меняют место жительства, даже по своей квартире нужно переместиться из одной комнаты в другую. Так же и здесь: это будет один дом, просто у него будет много разных комнат.

Территория Нижней террасы большая и богатая, я сама вышла оттуда и очень люблю эту больницу, которая дала мне огромную школу. Это моя «альма матер».

Когда у человека случаются перемены, каждый воспринимает это по-разному, кто-то негативно, видя в этом только плохое, так нельзя. От любых перемен нужно искать что-то хорошее, и оно будет.

– Напоследок, что бы вы пожелали женщинам в преддверии праздника?

– Всем женщинам хотела бы пожелать здоровья, счастья, мира и добра в семье, благополучия, всего самого доброго, что есть на этом свете и конечно любви. В целом я бы хотела, чтобы люди чаще прислушивались к советам, умели ценить помощь, дружили и ценили то человеческое, что есть в наших отношениях.

Алексей Хорошилов