(Окончание)
Масонский штаб, где происходили собрания и обряды посвящения в масоны, находился в селе Баратаевка. Для проведения всех этих мероприятий Михаил Петрович Баратаев обустроил в саду своей усадьбы подземный грот. Новичка в масонскую ложу принимали так: он стоял на коленях перед гробом, который располагался по середине грота, и читал клятву, а над его головой все члены ложи держали мечи. Масонская ложа состояла из 39 действительных и 21 почетного члена. Масоны называли себя братьями. Среди них значились генерал П.Н. Ивашев, крестный отец И.А. Гончарова Н.Н. Трегубов, сенатор и бывший симбирский губернатор Н.П. Дубенской и др. У Баратаева орденское имя было «Eques ab Aquila magna», что означает «Всадник с большим знаменем». Девиз: «Solem intueor пес timeo fulmen» («Смотреть на солнце и не бояться кармы»).
Главное в философии масонства, пишет главный специалист по истории симбирского масонства Е.К. Беспалова, – идея самосовершенствования и самовоспитания. Основная цель – бороться с пороками общества. А начинать улучшать общество нужно с себя.
Ложа «Ключ к добродетели» просуществовала пять лет и в 1822 году по указу царя была закрыта, хотя фактически продолжала действовать еще несколько лет.
Необходимо отметить, что до создания ложи «Путь к добродетели» в Симбирске ранее уже была масонская ложа «Золотой Венец». Первую ложу создал 3 декабря 1784 года Иван Петрович Тургенев, который и был в ней «великим магистром». «Управляющим мастером» в ложи был симбирский вице-губернатор Александр Федорович Голубцов, а в числе «подмастерьев» значился и молодой Николай Михайлович Карамзин. В 1792 году первая ложа практически прекратила свое существование.
Предводитель дворянства
1 января 1820 года Михаил Петрович Баратаев избирается симбирским предводителем губернского дворянства.
17 февраля 1826 года Баратаев был неожиданно арестован по подозрению в связях с декабристами и доставлен в Санкт-Петербург, где содержался в Главном штабе. В это же время было арестованы все документы и архивы Баратаева и вслед за ним отправлены в Санкт-Петербург. Через три месяца было установлено, что связей с декабристами он не имел, и 25 мая 1826 года по высочайшему указу Михаил Петрович освобожден вернулся в Симбирск. Кроме того, император Николай I дарует ему звание подполковника и чин статского советника.
26 июня 1826 года Михаил Баратаев вернулся на должность губернского предводителя. На этот пост он избирался трижды. Он был очень уважаем и авторитетен среди симбирского дворянства, грозой всех симбирских губернаторов, ко торые не считались с мнением дворян и нарушали симбирские уставы. Так, при непосредственном участии Баратаева в разное время были сняты, некоторые даже против царской воли, губернаторы Михаил Леонтьевич Магницкий, управлявший Симбирской губернией в 1817-1819 гг., Алексей Михайлович Загряжский (1831-1835 гг.) и Иван Степанович Жиркевич (1835-1836 гг.).
Во время губернаторства Алексея Михайловича Загряжского между ним и Баратаевым произошла ссора. Старшая дочь Баратаева была помолвлена с сослуживцем Загряжского князем Дадьяном. Как-то раз губернатор намекнул Дадьяну, что он мог бы найти себе невесту лучше, об этом узнал Ба-ратаев. Произошел скандал, Баратаев отказался работать с губернатором.
Михаил Петрович был большим меценатом. Он основал в нашем городе несколько благотворительных учреждений, избирался попечителем общины христианского милосердия и Симбирского благородного гимназического пансиона. При его участии был создан Дом трудолюбия для девушек обедневшего дворянского сословия. Кроме того, он возглавлял комитет по сооружению Троицкого кафедрального собора, много сделал для увековечения памяти Карамзина. На все эти благотворительные дела он тратил много личных средств, а ведь у него было 14 детей. И, в конце концов, чтобы поправить свое финансовое положение, в 1835 году Михаил Баратаев вынужден поступить на службу в министерство внутренних дел. 21 августа 1838 года он получил чин действительного статского советника. С 13 апреля 1839 года работает в министерстве финансов.
9 июня этого же года Баратаев назначен начальником Закавказского таможенного округа.
Находясь на службе в Грузии, Михаил Петрович Баратаев увлекся нумизматикой. За четыре года службы на Кавказе Баратаев собрал богатую нумизматическую коллекцию и написал исследование «Нумизматические факты Грузинского царства», которое на собственные средства издал в Санкт-Петербурге в 1844 году. За этот труд Баратаев получил бриллиантовый перстень от императора Николая 1, золотую табакерку от императрицы Александры Федоровны и большую золотую медаль от прусского короля Фридриха Вельгельма I, а Санкт-Петербургская академия наук избрала его в члены Парижской, Берлинской и Копенгагенской академии. В 1844 г., несмотря на уговоры и предлагаемые высокие должности, Баратаев возвращается на родину в Симбирск.
В Баратаевке у князя была богатая коллекция древностей. Е.К. Беспалова со ссылкой на И.А. Второва указывает, что имение Михаила Петровича «славилось мюнц-кабинетом, библиотекой и великолепным садом с фонтанами» («мюнц» с немецкого переводится как монета).
Кроме богатой библиотеки у Баратаева была большая коллекция монет, медалей и оружия. После революции в 1919 году вся коллекция оружия из 40 предметов была передана внуком Сергеем Михайловичем Баратаевым в Симбирский музей.
У князя Баратаевых был огромный сад, в котором росли 2 тысячи яблонь, введено искусственное орошение, построены оранжереи. Кстати, когда возле памятника Н.М. Карамзина возводился Карамзинский садик в Симбирске, то часть насаждений в него предоставил князь М.М. Баратаев.
Михаил Петрович женат был на Александре Николаевне Чоглоковой. Он был отцом четырех сыновей и восьмерых дочерей (Михаил, Алексей, Елизавета, Александра, Екатерина, Анна, Софья, Аделаида). Дочь Баратаева Елизавета Михайловна была замужем за князем, помещиком Ставропольского уезда Симбирской губернии, штабс-капитаном гвардии Дмитрием Леоновичем Дадиани. Брак их был бездетен. Похоронена Елизавета 13 апреля 1876 года на кладбище Покровского мужского монастыря в Симбирске, в склепе князей Баратаевых.
Михаил Петрович Баратаев скончался в своем родовом имении 30 июля 1856 года, его жена Александра Николаевна умерла еще раньше, до 1841 года.
Сергей Михайлович Баратаев
Среди многочисленных детей М.П. Баратаева особо отличился Михаил Михайлович Баратаев. Как и отец, он был предводителем симбирского дворянства. Михаил Михайлович был женат на Александре Сергеевне Глинке (1820-1893), дочери управляющего Симбирской удельной конторой.
Сын М.М. Баратаева – Сергей Михайлович Баратаев родился в Симбирске в 1861 году, получил хорошее образование в Казанском университете и возглавлял губернскую земскую управу, которая находилась в здании на ул. Гончарова (сейчас Главпочтамт), входил в строительную комиссию ремесленного училища графа Орлова-Давыдова (ныне автомеханический колледж). Он зарекомендовал себя последовательным сторонником реформ и защитником крестьян. За свои заслуги Сергей Михайлович был награжден орденами св. Станислава и св. Анны, а также медалями.
В 1906 году Баратаев был избран в первую российскую Государственную думу. Она просуществовала недолго. Сергей Баратаев остался недоволен разгоном Госдумы, совместно с партией кадетов официально выразил свое несогласие и даже призвал к пассивному сопротивлению против роспуска думы. Ответ последовал незамедлительно: против них было возбуждено уголовное дело, в защиту думцев выступили рабочие Петербурга. СМ. Баратаев вернулся в Симбирск, но здесь его ждал новый удар – против него выступило симбирское дворянство, которое исключило его из депутатов дворянского собрания, вывело из членов общества сельского хозяйства, из попечительского совета женской гимназии и лишило избирательных прав. За ним был установлен полицейский надзор.
До 1917 года Сергей Михайлович работал служащим в банке. После Февральской революции поддерживающие его симбирские эсеры избрали Баратаева председателем первого съезда Советов крестьянских депутатов, где он заявил о передаче помещичьих угодий в руки крестьян.
После революционных событий 1917 г. усадьбу Баратаевых разграбили и разгромили, большую часть библиотеки сожгли. Сергей Михайлович остался в Симбирске, в его защиту народ собирал подписи. В 1917 году, когда вышел Декрет о земле, крестьяне села Баратаевка выделили своему бывшему помещику земельный надел, что свидетельствовало о большом уважении к нему. Баратаевы лето жили в родовом имении в с. Баратаевке, а на зиму уезжали в Симбирск, где у них был двухэтажный особняк, который находился на перекрестке ул. Покровской (ныне ул. Л. Толстого) и Жарковского переулка (ныне ул. А. Матросова). Новая власть Симбирска не только не тронула его, но и предоставила работу. Первое время Сергей Михайлович был членом учетно-ссудного комитета симбирского госбанка. В 1919 г. Баратаев передал в ГубОНО большую коллекцию антикварных предметов. В 1925 году Баратаева назначают председателем правления Ульяновского общества взаимного кредита. 10 июня 1927 года он был арестован, но через 3 месяца освобожден.
Сергей Михайлович был женат на дочери генерал-майора Марии Петровне фон Бранке. У них был единственный сын Петр, родившийся в мае 1894 года. Умер Сергей Михайлович Баратаев 12 января 1930 году от крупозного воспаления легких. Похоронен близ церкви Воскресения на старом городском кладбище на Дворцовой улице (ныне К. Маркса).
Сын Сергея Михайловича, Петр Сергеевич Баратаев жил в Симбирске, работал химиком в молочной лавке. В 1920 году привлекался к уголовной ответственности за «антисоветскую деятельность». Полностью реабилитирован 7 декабря 1992 году. Скончался в 1921 году.
Николай Костин