Музей городского быта «Симбирск конца XIX – начала XX вв.» со дня его открытия связывают с именем одного из владельцев усадьбы на бывшей улице Московской – протоиереем Троицкого кафедрального собора Иваном Андреевичем Анаксагоровым. Но в огромной коллекции музея, насчитывающей порядка семи сотен подлинных экспонатов рубежа веков, долгое время не было ни одного предмета, принадлежавшего его семье.
День рождения музея отмечают в канун Нового года. Официально он был открыт 28 декабря 1999 года.
В «музее семьи» сразу стали звучать имена Ивана Андреевича и его супруги Марии Павловны. Однако научные сотрудники музея сразу оговаривались, что экспонаты для него собирали буквально с миру по нитке на чердаках деревянных домов Ульяновска, в этнографических экспедициях по районам области.
Вещи, которыми дорожили симбиряне на грани столетий, чудом сохранились, чтобы с их помощью музейщики смогли вдохнуть жизнь и дух эпохи в старый дом. Например, в ветхом сарае неподалеку от музея обнаружили две упаковки дореволюционных изразцов, которыми облицевали две печи. Шахматный столик едва успели спасти от помойки, куда его несли владельцы. Роскошный дубовый буфет, сработанный симбирянином-краснодеревщиком, передали музею его потомки. Очень долго научные сотрудники искали стакан конца XIX начала XX вв.: без него выставлять красивый подстаканник было бы нелогично. Нашли и его. Многое музею дарили: например, потомки симбирских купцов Харитоновых отдали изящный ликерный набор в стиле модерн. Так что получился дом симбирянина средней руки вообще, а не дом семьи Анаксагоровых. И принадлежавшие им вещи в экспозиции все не появлялись. Хотя семейство было плодовитым: семеро детей. Известно, что трое сыновей Ивана Андреевича стали священниками, а дочери вышли замуж за священнослужителей.
В 2009 году, когда приближалась десятая годовщина музея, научные сотрудники вплотную занялись поисками ныне здравствующих членов семьи Анаксагоровых, и им повезло. Жительница Ульяновска Татьяна Гуряева была замужем за одним из потомков протоиерея и даже жила в усадьбе. Она сохранила альбомы с фотографиями, ширму, скатерть, вазу, посуду, столовые принадлежности, шкатулку, свадебные туфельки и печать Серафимы Анаксагоровой. Туфельки из лайковой кожи, вышитые стеклярусом, стоят в «спальне» рядом с той самой ширмой, на которой изображен пейзаж с фламинго. На манекене женский деловой костюм: блузка и юбка. Кажется сейчас зайдет хозяйка, переоденется и пойдет, к примеру, в мелочную лавку. Большую резную шкатулку убрали в гостиную, на трюмо с огромным зеркалом.
В буфете столовой за стеклом поблескивает позолотой кофейная пара, украшенная изысканным рисунком. Правнучка Ивана Андреевича Галина Ивановна Мельникова тоже живет в Ульяновске. Она сберегла вещи внучки протоиерея Елены: блузку, ажурный воротник и галстук-регат. А фотографии дочери Анаксагорова Евдокии прибыли в Ульяновск из Омска. Их передал в музей прапраправнук Ивана Андреевича Ярослав Невский. Пусть коллекция личных вещей Анаксагоровых небольшая, но нет ни малейших сомнений в их подлинности.
Анна Школьная