«Доведут – как на Украине люди выйдут!» – бросил, выходя мне навстречу из здания РИЦ, мужчина средних лет. Такой оказалась реакция ульяновцев на февральские счета за отопление.

Город буквально на грани истерики. Звонки в редакцию со всех районов – за февраль за отопление выставили больше на 60-80, а где-то и на все 100 процентов, чем за январь. В квартире в доме в компании «Засвияжье-1» – 3021 рубль вместо 1800 в январе. В доме компании «ДУК Ленинского района» – до 65 рублей за квадратный метр, в доме на улице Карла Либкнехта, 30 до 68 рублей за метр против 42 в январе. В Железнодорожном районе (от ТЭЦ) – до 72 рублей.

На проспекте Нариманова – до 89 рублей за метр. Дом по Гончарова, 4 – с какими-то перерасчетами – до 5550 рублей за квартиру площадью в 42 квадратных метра (при том, что недавно прокуратура вносила представление директору «ДУК Ленинского района» за нарушение закона в предыдущие месяцы отопительного сезона). За февраль дом решил не платить…

Объяснение тепловиков и коммунальщиков – как в сказке про белого бычка: у вас в доме установлен коллективный счетчик тепла, в феврале его показания были вот на эту сумму, мы только помножили на стоимость гигакалории. Все это бред. Февраль был не холоднее января (на мой взгляд, теплее), и счет за отопление вырасти не мог. Так в прошлые зимы и было.

В распоряжении редакции есть данные по дому на улице Карла Либкнехта за 2012 год. В январе дом потребил 141 Гкал тепла, в феврале – 138. Это вместе с ГВС, то есть отдельно на отопление ушло примерно 110 Гкал и в январе, и в феврале. В январе нынешнего года на отопление домом потреблено 124 Гкал, а в феврале в платежных документах стоит уже 202 Гкал.

Никаких климатических причин или каких-то еще не было не только для такого роста, но и для роста вообще. Расход тепловой энергии по сравнению с январем, наоборот, уменьшился.

Что и подтверждается платежными документами жильцов из правобережной части Ульяновска, отапливаемых не от ТЭЦ, а от квартальной котельной. В декабре 2013 года отопление в одном из этих домов стоило 19 рублей за квадратный метр площади (месяц был теплый). В январе 2014-го (похолоднее) – по 24 рубля. В феврале (было теплее) – по 23,50 рубля за метр. Это реальная стоимость тепла и реальное ее изменение по месяцам. И это дома в нашем же городе, в нашей зиме, из того же цемента и бетона, что и все остальные, и дело либо в путанице расчетной организации со счетами, либо, что более вероятно, в жульничестве «больших энергетиков» (представители которых заседают от «Единой России» в ЗС области) со счетчиками и их показаниями. Афера может иметь несколько составляющих. Это, во-первых, подкрученные и потому недостоверные показания общедомовых приборов учета тепла. Во-вторых, переброска в строку «отопление» (теплоснабжение) объемов теплоносителя, также завышенных, которые теперь запрещено разбрасывать в качестве ОДН ГВС. И, в-третьих, включение в ту же строку «отопление» всего объема, использованного жильцами в качестве горячей воды. То есть двойная его оплата. Один раз – как за ГВС, другой – как за тепловую энергию на отопление. И задача областной прокуратуры и антимонопольного управления – остановить беспредел, который угрожает уже всей обстановке в регионе.

Отказ от оплаты коммунальных услуг идет целыми домами. При этом опасений, что за отказ жильцов платить дом отключат от отопления, нет, поскольку закон запрещает отключение холодной воды и теплоснабжения даже за долги.

Но может быть и похуже простого отказа.

Юрий Кашинский