В редакцию «СК» часто поступают жалобы в адрес операторов как проводной, так и мобильной телефонной связи. Наиболее типичные из них мы переадресовали юристам и специалистам Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области.

– Оператор связи перевел меня на другой тарифный план, условия которого для меня не выгодны, даже не известив меня об этом.

Алексей Б., Ульяновск.

– Пунктом 124 Правил оказания услуг телефонной связи (утверждены Постановлением правительства РФ от 18 мая 2005 года № 310) установлено, что изменение договора, заключенного в письменной форме, в том числе изменение решения о выборе оператора связи, оказывающего услуги междугородной и международной телефонной связи (при предварительном выборе), тарифного плана для оплаты услуг местной телефонной связи и схемы включения пользовательского оборудования, оформляется дополнительным соглашением к договору.

Что касается порядка и форм оплаты услуг связи, то они, согласно статье 54 Закона о связи (Федеральный закон от 7.07.2003 года №126-ФЗ), определяются договором об оказании услуг связи. При этом оператор связи вправе самостоятельно устанавливать тарифы на услуги связи. В случае их изменения абонент должен быть извещен об этом не менее чем за десять дней до введения новых тарифов (пункт 59, подпункт «г», Правил оказания услуг телефонной связи).

Во избежание споров с абонентами некоторые операторы связи включают в договор условие о том, что если абонент продолжает пользоваться услугами связи после получения извещения об изменении тарифов на услуги, он считается принявшим указанные изменения договора. Такое условие не противоречит закону. В соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. Это правило применяется и к процедуре внесения изменений в договор (статья 452 Гражданского кодекса РФ).

– Оператор перестал присылать счета на оплату услуг. Имеет ли он в этом случае право требовать платы за домашний телефон?

Константин Белов, проспект Нариманова.

– Согласно пункту 2 статьи 54 Закона о связи и пункту 106 Правил оказания услуг телефонной связи, основанием для выставления счета абоненту за предоставленные местные (при повременном учете), внутризоновые, междугородные или международные телефонные соединения являются данные, полученные с помощью оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг телефонной связи.

Расчетный период по услугам телефонной связи не должен превышать одного месяца–(пункт 110 Правил оказания услуг телефонной связи), а срок оплаты услуг не должен быть менее 20 дней с даты выставления счета. Более длительный срок оплаты может быть установлен в договоре (пункт 111 Правил оказания услуг телефонной связи).

Согласно пункту 113 Правил оказания услуг телефонной связи, счет, выставляемый абоненту за услуги телефонной связи, является расчетным документом, в котором отражаются данные о денежных обязательствах абонента.

Счет, выставляемый абоненту за услуги местной телефонной связи, должен содержать: реквизиты оператора связи; реквизиты абонента; расчетный период, за который выставляется счет; номер лицевого счета абонента (при предварительном платеже); данные о суммарной продолжительности местных телефонных соединений за расчетный период (при повременном учете); сумму, предъявляемую к оплате; сумму остатка на лицевом счете (при предварительном платеже); дату выставления счета; срок оплаты счета (пункт 114 Правил оказания услуг телефонной связи).

Оператор связи обязан обеспечить доставку абоненту счета на оплату услуг телефонной связи в течение десяти дней с даты выставления этого счета. Но, как показывает практика, не доставленный вовремя счет не освобождает абонента от оплаты. Необходимо направить оператору претензию с требованием наладить доставку платежных документов или же согласиться на получение счетов в электронном виде.

– Оператор известил, что через месяц мой номер телефона будет изменен. Могу ли я настоять на том, чтобы мне оставили старый номер?

Елена Николаевна.

– Оператор связи по своей инициативе имеет право заменить выделенный абоненту абонентский номер, но только в том случае, если продолжение оказания услуг телефонной связи с использованием старого номера невозможно. При этом оператор связи обязан письменно известить абонента и сообщить ему его новый абонентский номер не менее чем за 60 дней до даты замены, если необходимость замены не была вызвана непредвиденными или чрезвычайными обстоятельствами. В случае массовой замены абонентских номеров оповещение абонентов производится через средства массовой информации и с использованием средств связи оператора связи (автоинформатора) (пункт 63 Правил оказания услуг телефонной связи). Замена абонентского номера может быть произведена оператором связи по инициативе абонента (пункт 64 Правил оказания услуг телефонной связи).

– Возникают сомнения в обоснованности выставленных оператором сумм к оплате.

Валентина.

– В случае своего несогласия с суммой выставленного счета абонент имеете право предъявить оператору связи соответствующую претензию, которая подается и рассматривается в порядке, установленном статьями 55, 56 Закона о связи и разделом V Правил оказания услуг телефонной связи.

Можно потребовать произвести детализацию счета, то есть дополнительную информации об оказанных услугах телефонной связи.

Оператор обязан предоставить такие сведения по первому требованию абонента. Услуга может быть платной, но ее стоимость не может быть более десяти процентов месячной абонентской платы, установленной в тарифном плане с абонентской системой оплаты услуг местной телефонной связи (пункт 116 Правил оказания услуг телефонной связи).

Претензия абонента должна рассматриваться оператором связи в срок не более 60 дней с даты ее регистрации. О результатах рассмотрения претензии оператор связи должен письменно сообщить заявителю. Только после этого в случае отказа можно обращаться в суд.

– Полгода назад был перебит телефонный провод, и с тех пор телефоном мы не пользовались ввиду ненужности. А на днях пришел счет от оператора на приличную сумму. Обязаны ли мы платить за услуги, которыми фактически не пользовались?

Антонина Бабичева, улица Минаева.

– В таких случаях необходимо сразу же обращаться к оператору с требованием устранить неисправности либо расторгать договор на услуги связи. Однако, согласно Правилам оказания услуг телефонной связи, абонент вправе не оплачивать и даже потребовать возврата средств, уплаченных за пользование услугами телефонной связи, за период отсутствия возможности воспользоваться услугами телефонной связи не по вине этого абонента.

– Оплатил счет за местную связь с задержкой в 20 дней. Спустя три недели пришел счет с пенями. При этом сумма пеней составляет половину суммы задолженности…

Алексей Малышев, Заволжье.

– В случае неоплаты, неполной или несвоевременной оплаты услуг телефонной связи абонент уплачивает оператору связи неустойку в размере одного процента стоимости неоплаченных, оплаченных не в полном объеме или несвоевременно оплаченных услуг телефонной связи, если меньший размер не указан в договоре, за каждый день просрочки, вплоть до дня погашения задолженности, но не более суммы, подлежащей оплате (пункт 146 Правил оказания услуг телефонной связи).

– У меня имелась задолженность перед оператором проводной телефонной связи.

Однако недавно получил письмо от некой частной коллекторской фирмы с требованием оплатить долг ей. Законно ли это?

Петр Алексеевич, улица Самарская.

– Статьей 382 Гражданского кодекса РФ определено, что право (требование), принадлежащее кредитору (в нашем случае – оператору) на основании обязательства, может быть передано им другому лицу (коллектору) по сделке (уступка требования). Согласия должника при этом не требуется.

Если должник не был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск вызванных этим для него неблагоприятных последствий. В этом случае исполнение обязательства первоначальному кредитору признается исполнением надлежащему кредитору.

Также должник вправе не исполнять обязательство новому кредитору до представления ему доказательств перехода требования к этому лицу.

Кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования. Должник вправе выдвигать против требования нового кредитора возражения, которые он имел против первоначального кредитора.

Дмитрий Минаев