К неудаче российской политики в Украине привела целая серия системных ошибок. С тем, что речь идет именно о неудаче, кто-то, возможно, будет спорить, но не считать же успехом происходящее сейчас, например, в Крыму, власти которого мечутся, судорожно назначая и переназначая дату референдума – 25 мая, 30 марта, 16 марта…

Их торопят.

Понятно, что к референдуму на полуострове ничего не готово и за неделю подготовить что-либо было невозможно. И эта спешка, как голых в предбаннике, говорит о произволе и отсутствии какой-либо легитимности организаторов раскола Украины. Говорит, собственно, о полнейшей безответственности кукловодов, поставивших Украину, Россию и весь мир на край войны.

Главной причиной нынешнего катаклизма стало то, что, несмотря на болезненную привязанность Москвы к Украине, Украину Москва, как оказалось, не знает. Не знает господствующих в соседней стране тенденций, полагая, видимо, что, как и в России, тенденций там никаких быть не может, что там, как и у нас, есть только особи, которые жуют сено и послушны пастухам. Ничего не знала, соответственно, и о жгучей ненависти украинцев к Януковичу, либо думала, что, как и у нас, ненависть – не повод для недовольства.

Ну и не представляла, понятное дело, силу украинского протестного потенциала.

Но ведь у российского руководства есть целые полки высокооплачиваемых экспертов, аналитиков и политтехнологов – они-то куда смотрели? Пример с Украиной показывает, что честной аналитики и экспертизы (в любой сфере) в России нет. Все это в нашей стране ангажировано и живет в страхе лишиться денежных потоков. Привыкнув извращать истину внутри России, эти же подходы они распространяют и вовне. В частности, на Украину. И несут в Кремль информацию не о том, что в Украине есть по жизни, а ту, что в Кремле хотели бы видеть и слышать.

Ошибкой Москвы было и то, что «главным» по Украине назначили Сергея Глазьева, политического и экономического неудачника с непомерным апломбом и уязвленным самолюбием. Его «достижением» в политике было участие когда-то в президентских выборах, благополучно им проигранных. Об экономическом поприще – а Глазьев доктор наук и профессор – мало что известно, но ульяновцы могли его таланты ощутить и на себе, поскольку доктор Глазьев был одно время советником главы нашей области. С тех пор практически весь ульяновский бизнес был уничтожен, и регион подмят сегодня самарскими, нижегородскими и московскими пиявками. Глазьев посчитал, вероятно, что если он принесет Украину в Кремль на блюдечке, это будет достаточной компенсацией за все прошлые неудачи. С тем и приступил к выполнению задания. Не вылезал в последние месяцы из Киева и восточных областей Украины. Но комплекс неполноценности – плохой союзник в любых делах, включая и геополитические.

Помощником Глазьева (а может, и начальником) на украинском направлении стал Владислав Сурков, и украинцы, думаю, окончательно поняли, что происходит и какой ветер дует с востока. Сурков в свое время испоганил политическую жизнь России, и выборы в стране превратились в фарс. Испоганил российскую молодежь, втянув ее в лживые и циничные акции и движения. И молодежь закрутило – кто не помнит травли ее группировками людей в Москве, замеченных только в одном – в несогласии с официальной точкой зрения. Молодежь использовали и бросили, пристроив, чтобы не бузили, лишь ее главарей. Никакого конструктива в украинский ландшафт Сурков привнести, разумеется, не мог. И не привнес.

Москва проигнорировала совещание по урегулированию украинского кризиса, в котором 21 февраля участвовали Виктор Янукович, главы МИД Германии, Франции и Польши и оппозиция. От России в Киев поехал уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, который подписать итоговое соглашение, однако, отказался. Таковы были, вероятно, инструкции Кремля, и это был еще один тактический и стратегический промах. Когда Янукович сбежал и власть перешла к Верховной Раде, упразднив то соглашение, Москва начала вдруг требовать его выполнения, хотя, повторюсь, документа неподписывала, а у Германии, Франции и Польши претензий по нему нет. И требование Москвы должно казаться им абсурдом.

Ну и, наконец, пресловутое решение Совета Федерации, санкционировавшее ввод на территорию Украины российских войск, которое перечеркнуло уже просто все. Это было фактическим объявлением Киеву войны, и российские государственные СМИ перешли от информирования к военной пропаганде. И потому решение Рады о прекращении вещания наших телеканалов на территорию Украины выглядит, по-моему, оправданным (враг есть враг). А вот решение об отмене закона о языках – стопроцентная глупость, последствия которой Украина сейчас отчасти и переживает. В пылу борьбы как-то забыли, что неукраинцев в стране 20 миллионов. Это единственная явная ошибка, и власти Украины спешат ее исправить. Насколько им это удастся, не очень пока понятно.

Андрей Семенов