Регион отчитался перед полпредом президента в ПФО Михаилом Бабичем о декриминализации лесной отрасли – количество незаконных вырубок на территории области сокращается. Однако в городе с зелеными насаждениями нехорошо – экологи бьют тревогу: то в одном месте, то в другом собираются вырубать вполне здоровые деревья.
С начала 2014 года, информирует пресс-служба облправительства, на территории региона выявлено семь случаев незаконной вырубки деревьев, ущерб от этого составил 130 тысяч рублей. В прошлом году за этот же период времени леса рубили незаконно десять раз с ущербом аж в 2,5 миллиона рублей. Лесная отрасль – одна из самых привлекательных с точки зрения преступлений, отмечают эксперты. Михаил Бабич на заседании коллегии по вопросам безопасности заявил, что в ряде регионов и вовсе вскрыты факты существования целых этнических анклавов, которые развернули свой нелегальный лесной бизнес, из-за чего произошел и рост незаконной миграции.
Однако в целом в последнее время состояние экологии и лесов в Ульяновской области официально преподносится с положительной точки зрения. Декриминализация отрасли идет полным ходом, наводится порядок, скоро на учет поставят все деревья, создали экологическое правительство региона и придумали Зеленую конституцию, которая закрепит все нормы и требования по содержанию и защите зеленых насаждений. Между тем экологи и общественники бьют тревогу: им, чтобы найти проблемы в экологии, не приходится ходить за материалом далеко – в Ульяновске их выше крыши.
Так, на прошлой неделе эколог Наталья Лазарева опубликовала в своем блоге информацию о грядущей вырубке 26 деревьев на проспекте Нариманова. Цель – организация подъездных путей к недостроенной автозаправочной станции. Под топором могут рухнуть 13 ясеней, 12 тополей и береза. Между тем, пишет Лазарева, осенью и зимой министерство экологии требовало прекратить обследования деревьев на предмет сухостойности – листьев нет, выяснить, какое насаждение погибло, сложно. Но, по мнению эколога, эти требования игнорируются. «Велик риск, что специалисты и заинтересованные в сносе лица уже назвали деревья сухими, – пишет Лазарева, – а значит, за них даже не потребуется компенсация. Даже если это не так, с какой такой стати снова ради АЗС северяне должны потерять еще два десятка взрослых деревьев?».
С вырубкой деревьев в городе экологи борются уже который год, но все безуспешно. Причем не мешают уничтожать деревья различным заинтересованным в этом людям ни моратории, который два года назад накладывала глава города на снос насаждений на целое лето, ни распоряжение губернатора. По словам директора департамента Госэконадзора Ульяновской области Амира Галяутдинова, количество заявок на снос деревьев по-прежнему остается на уровне прошлого года – за два месяца специалисты его ведомства выезжали на обследование 129 раз.
Лазарева перечисляет и другие недостатки в работе по сносу деревьев: не выкладываются фотографии деревьев, подтверждающие их аварийность, – информация, несмотря на noстоянные требования ее опубликовывать, вообще поступает очень порционно; формовочная «а-ля версальская» обрезка производится так, что зеленые насаждения после этого просто гибнут. Эколог напоминает, что сейчас гибнут деревьев перед «Спартаком» на улице Минаева и на улице Бебеля, где два года назад их отравили.
Сейчас взгляд экологов направлен на город: в Ульяновске борются за сохранение зелени на улицах, отстаивают парки и скверы. А вот тем, что происходит в области, не интересуется почти никто. Вряд ли там дела обстоят лучше.
Степан ГОРИН