В начале года в городе был создан Общественный совет собственников в жилищном и коммунальном хозяйстве Ульяновска и выбран его председатель, которым стал ветеран прокурорской службы Владимир Земсков. «СК» задал ему ряд вопросов о его новом поприще.

– Владимир Иванович, читатели «СК» с Вами заочно уже познакомились – по Обращению к прокурору области, опубликованному в прошлом номере, а почему Вы сами ушли из прокуратуры? По собственному желанию?

– В 1994 году мне исполнилось 50 лет и появилось право на пенсию по выслуге лет – в органах прокуратуры я отработал к тому времени 29 лет.

Моей функцией в качестве начальника отдела общего надзора был надзор за исполнением законов и законностью правовых актов на территории Ульяновской области, что в тех условиях я считал невозможным, и потому решил уйти. После длительных «воспитательных» бесед тогдашний прокурор области Юрий Михайлович Золотов согласился меня отпустить.

– И куда Вы в 50-то лет?

– В филиал Инкомбанка. Руководил им бывший секретарь Ульяновского горкома КПСС Сергей Егорович Марьин, который предложил мне возглавить правовой отдел.

– То есть поближе к деньгам?

– Это было не главным, деньги ведь и в прокуратуре платили. Просто я считал, что мой опыт в надзоре за исполнением законов, в том числе и принятого в 1991 году Закона «О банках и банковской деятельности…», будет полезным. И потом – мне хотелось банковское дело изучить более детально, отрасль-то была новая. И уж упрежу Ваш вопрос о дальнейшей моей, так сказать, карьере. После Инкомбанка я пять лет работал заместителем начальника правового управления Волжской ТГК. Знаю, что «Курьер» относится к этой компании критически…

– Мягко говоря…

– … и называет ее сотрудников «чубайсятами», но я против огульного охаивания всего персонала. То, что энергетика оказалась в частных руках, это не вина тех, кто в ней работает.

– Знаете, Владимир Иванович, о них мы, может, как-нибудь и поговорим, но отдельно, а сейчас о Совете, который Вы возглавили. Что это за орган и сократит ли его и Ваша в нем деятельность масштабы беспредела в этой сфере, в частности, в ЖКХ города Ульяновска?

– Сократит или не сократит – это, наверное, вопрос вероятности, а я скажу, что привело к созданию Совета. В декабре прошлого года в Общественной палате (ОП) РФ прошло всероссийское совещание на тему «Жилищное просвещение и общественный контроль в сфере ЖКХ», которое констатировало, что в денежном выражении финансовый поток отрасли приблизился к сумме в 1,2 трлн рублей в год и что число желающих откусить от этого пирога множится в геометрической прогрессии. Как и число злоупотреблений. Только в недрах недобросовестных управляющих компаний исчезает до 200 млрд рублей в год. Ситуация в сфере ЖКХ является источником постоянного напряжения в обществе. Масштаб беспредела оказался таким, что государство не в состоянии взять ситуацию под контроль, и нужен общественный контроль. То есть государство попросило у общества содействия, а участниками совещания в Общественной палате признано необходимым создание в субъектах РФ таких центров общественного контроля.

Ульяновский Совет был учрежден на собрании представителей советов территориального общественного самоуправления, представителей домовых советов, представителей ТСЖ. Координатором создания органа общественного контроля был комитет по ЖКХ города, а его персональный состав утвержден постановлением главы городской администрации. Председателя избрали члены Совета. Почему меня? Возможно, как главу комиссии по противодействию коррупции Ульяновского отделения Ассоциации юристов России. Реальных полномочий у вновь созданного Совета пока немного – в основном это орган экспертноаналитический. Но я надеюсь, что с принятием федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», проект которого недавно внесен в Государственную Думу президентом нашей страны, после его общественного обсуждения экспертами Открытого правительства – в дискуссии по проекту я тоже принимал участие в составе экспертной группы, у нас появятся и реальные рычаги влияния. У меня есть ощущение, что государственная власть, во всяком случае, на самом верхнем ее уровне, дозрела до мысли, что в ЖКХ нужны кардинальные меры.

– Ну, как говорят, поживем, увидим, что будет. А как выбраться сегодня из ситуации, когда многоквартирными домами фактически никто не управляет, собрания собственников не собираются, жителям рассылают «платежки», от какой управляющей организации и за что, не каждый разберется, причем к оплате каждый месяц предлагаются увеличивающиеся суммы за коммунальные услуги, в том числе за так называемые ОДН, за содержание и ремонт общего имущества, которое фактически у них в собственности не находится, и совсем скоро ожидается появление еще одной строки в документе об оплате с названием «плата за капитальный ремонт» общедомового имущества, который неизвестно еще когда будет проведен.
Что бы Вы сказали по всему этому как собственник жилого помещения и как председатель Общественного совета?

– Прежде всего то, что установление, взимание и тем более увеличение платы за услуги, которые собственникам жилых помещений многоквартирных домов не оказываются, несправедливы и незаконны. Давайте это рассмотрим хотя бы на примере коммунальной услуги на так называемые ОДН. В Ленинском районном суде Ульяновска в прошлом году рассматривался иск прокурора, который выступил в защиту моих интересов, о признании незаконным взимания управляющей организацией платы за фактически не оказываемые услуги по горячему, холодному водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды ввиду отсутствия технического оборудования в многоквартирном доме для получения этих коммунальных услуг в местах общего пользования. Дело дошло до апелляционной инстанции, где производство было прекращено в связи с отзывом прокуратурой Ленинского района апелляционного представления. К сожалению, прокуратура не сочла нужным даже поставить в известность лицо, в защиту интересов которого выступала, о причине изменения своей позиции по делу. Ни закон, ни подзаконные акты, в том числе пресловутое Постановление правительства РФ №354, не предусматривают взимания платы за услугу, которая не оказывается, что любой житель не только Ульяновска но, наверное, и всей России уже хорошо усвоил. Всем запомнилась социальная напряженность в прошлом году, которая была вызвана незаконностью и несправедливостью этой платы. На одном из экстренных совещаний по данной проблеме президент страны назвал чиновников, которые это придумали, сумасшедшими. Но прошло время, и в платежках мы вновь увидели начисленные суммы за услуги на ОДН, которых не получаем. Убрали только водоотведение и отопление, а ОДН ГВС и ОДН ХВС возродились как ни в чем не бывало.

Теперь о капитальном ремонте.

Взнос на капитальный ремонт установлен законом. Организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах посвящен огромный IX раздел Жилищного кодекса РФ, и достаточно хорошо регламентирован, в том числе и порядок его финансирования.

Попробую совсем коротко остановиться на отдельных положениях закона. Пунктом 2 статьи 169 ЖК РФ определено, что от уплаты взноса на капитальный ремонт освобождены собственники жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.

Государство, по идее, намерено выполнить свои обязательства, данные в статье 16 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которой за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Но считаю необходимым заметить, что государство обязуется только частично финансировать расходы на производство капремонта, и только тогда, когда собственники жилых помещений таких домов на собрании выберут способ формирования накопительного фонда на счете регионального оператора, а не на спецсчете (смотри об этом пункт 1 статьи 191 ЖК РФ). Более того, государство отказывает в финансовой поддержке тем собственникам, многоквартирные дома которых находятся в их непосредственном управлении. Но ведь еще 1 августа 2007 года Президиум Верховного суда Российской Федерации своим Постановлением разъяснил, что исходя из системного толкования статьи 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения. Как видим, закон о капитальном ремонте принят, а старый, в котором даны обязательства отремонтировать не только места общего пользования, но и жилые помещения за счет прежнего наймодателя, забыт законодателем. Налицо несправедливость.

– Кстати, о непосредственном управлении жилым домом, о котором Вы упомянули. Как Вы вообще к этому способу управления, за который агитируют и некоторые представители ульяновской власти, относитесь?

– Люди должны понимать, что это ловушка. Если такое решение принято собранием собственников, то, как я уже сказал, капитальный ремонт в этих домах будет производиться без финансовой поддержки государства и муниципалитета. И вообще, как бы кто ни расхваливал данный способ управления многоквартирным домом, я категорически против него, если в доме более десяти квартир. На практике такие дома остаются вообще без управления, управляющие организации ограничивают свою деятельность функцией оказания услуги по ремонту и содержанию, вследствие чего собственники оказываются один на один с многочисленными проблемами.

– ЖКХ находится в основном в ведении и полномочиях государственных и муниципальных органов власти. Именно они ответственны за решение проблем в отрасли. Разве общественным советам с их неопределенными полномочиями под силу что-то изменить к лучшему?

– Общественные советы и другие общественные формирования не намерены подменять чиновников. Их цель – формирование благоприятной, неконфликтной среды для взаимодействия всех участников рынка ЖКХ и выработка взаимоприемлемых решений проблем. В этом заинтересованы не только обыкновенные граждане потребители жилищно-коммунальных услуг, но должны быть заинтересованы и чиновники. У нас в области, и об этом сообщалось в прессе, действует Координационный областной совет собственников жилья. Создан и функционирует Региональный центр общественного контроля в ЖКХ. Основная цель создания этого Центра – повышение уровня участия общественности в регулировании отношений, возникающих в жилищно-коммунальном комплексе области. Надеюсь, что наш Общественный совет будет иметь хорошую поддержку со стороны этого Регионального центра в решении поднимаемых членами Совета вопросов, в том числе и в осуществлении контроля за действиями должностных лиц, работающих в сфере ЖКХ. Насколько соответствует общественным интересам их деятельность, реально ли нацелена она на признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, иных охраняемых Конституцией Российской Федерации благ и ценностей.

Вопросов много. Например, зачем собственников обязывают проводить ежегодные собрания и принимать на них судьбоносные решения?

Ведь участие в собраниях, уличных шествиях и демонстрациях является конституционным правом, а не обязанностью граждан. В результате провоцируем организаторов собраний на фальсификацию, подлоги и другие злоупотребления, которые в настоящее время стали уголовно наказуемыми, тем самым еще и преступность увеличиваем. Вот если в 120240-квартирном доме находятся энтузиасты, способные собрать собственников помещений на собрание и в соответствии с установленными Жилищным кодексом процедурами принять необходимые решения, то, как говорят в этих случаях, флаг им в руки. Но ведь этого же добиться практически невозможно, и без этого как-то обходятся в зарубежных странах. И неплохо обходятся.

Беседовал Геннадий ЯКИМЧЕВ