Встретились и в мирной обстановке (за чаем с плюшками) высказали друг другу в лицо взаимные пожелания члены «Объединения председателей советов многоквартирных домов» и руководители ОАО «ГУК Ленинского района». Диалог между жителями и управляющей организацией уже давно налажен, сегодня же настало время для совместных действий.

Совместное заседание председателей советов домов и УК состоялось 14 февраля в помещении библиотеки №17. Со вступительным словом к собравшимся обратился бывший руководитель управляющей компании Ленинского района, а ныне председатель Комитета ЖКХ администрации города Александр ЧЕРЕПАи. Он рассказал о задачах, стоящих перед Комитетом на 2014-2016 годы, и перспективах программы по капитальному ремонту многоквартирных домов. С информацией о создании электронных паспортов на многоквартирные дома Ульяновска собравшихся ознакомил главный инженер МБУ «Дирекции Единого Заказчика» Владимир ЕРЕМИН. С докладом об итогах решения социально-бытовых и жилищно-коммунальных проблем жителей домов, находящихся на территории 34-го избирательного округа в 2013 году, выступил помощник депутата Ульяновской Городской Думы Федор МАКУШЕВ.
Нет договора – нет диалога
К сожалению, общественное сознание не поспевает за передовой мыслью законотворцев нашего государства. И если, судя по Жилищному кодексу, мы уже где-то далеко в будущем, то в реальности мы застряли в стереотипах, которые нам остались еще с советских времен. По документам за все отвечает собственник, он и только он управляет своей собственностью, на деле же многие люди по привычке все еще ждут, что проблемы их домов будут решаться чиновниками, как это было раньше. В этом и заключается парадокс и тормоз для развития взаимоотношений между УК и жителями.
– Многие жители однобоко понимают сотрудничество в вопросах жилищно-коммунального хозяйства, – считает директор ОАО «ГУК Ленинского района» Андрей ВОРОЖЕЦОВ. – К сожалению, имеется немалое количество собственников помещений, которые в настоящее время занимают пассивную позицию, не участвуют в общих собраниях и сходах жителей домов. Молодежь практически не интересуется проблемами ЖКХ. Наибольшую активность проявляют люди зрелого возраста и пенсионеры, многие из которых подходят к вопросу взаимоотношений с УК под грузом стереотипов прошлого.
Конечно, можно и нужно высказывать замечания и претензии в адрес управляющей компании, но надо это делать грамотно. Зачастую же собственники ограничиваются заявками или жалобами в УК, в надзорные органы и администрации разных уровней. Но, откровенно скажем, что эти устаревшие механизмы сегодня просто не работают, если изначально не соблюдены правила договорных отношений. Прежде чем что-то требовать от компании, нужно об этом с ней договориться, то есть заключить договор.
– Многие собственники на общих собраниях и сходах до сих пор еще не приняли решения и не оформили надлежащим образом свои отношения с управляющей компанией, – говорит Андрей ВОРОЖЕЦОВ. – Не приняты договоры на управление. Не согласованы тарифы на содержание МКД. Не приняты производственные программы выполнения работ по текущему ремонту общего имущества. Между тем от этого зависит не просто очень многое, а вообще все во взаимоотношении между УК и жителями.
Обслуживание – не по заявкам
Ругать собственника за косность мышления (несмотря на то, что это правда) сегодня уже стало притчей во языцех. Однако, если уж жители как-то еще застряли в советских стереотипах, то о подрядчиках – бывших ЖЭКах -вообще и говорить нечего. Такое ощущение, что там распад СССР просто не заметили… Что бы там ни говорили о глобальных переменах, но трезвый слесарь и по сей день больша-а-а-я редкость.
Расскажу случай, который приключился лично со мной (хотя он и не относится к УК Ленинского района, но весьма характерен). Стандартная ситуация: прорвало стояк, залило на три этажа вниз. И хотя лопнувшая труба была не у меня в квартире, именно меня, редактора «Управдома», отрядили писать заявку в УК. Все сделал по правилам, написал, отнесли, зарегистрировали. Никакой реакции. Позвонил. Еще раз позвонил. Наконец пришел сильно нетрезвый начальник слесарей, посмотрел, сказал, что пришлет заменить стояк. Отец-пенсионер, круглые сутки не выходя из дома, дежурил в ожидании. Прошло две недели. Ничего. Снова пошел в УК, а там заявление от сильно нетрезвого начальника слесарей, что в квартиру он к нам не попал, хотя звонил и стучал, но никто ему не открыл. Случайно выловил паршивца в подъезде (опять сильно нетрезвого), спрашиваю: «Ты чего творишь, что значит
«не попал», ты же был у нас в квартире?!». «Ой, я забыл!», – отвечает, дыша перегаром. В общем, я не буду продолжать, скажу лишь, что эпопея с игрой в «ой, я забыл!» повторилась еще пару раз, после чего я просто плюнул и махнул рукой. Конечно, я поступил неправильно, надо было добиваться, подавать в суд и прочее. Но у кого сегодня на это есть время?!
– Много вопросов к подрядным организациям, которые по заданию УК фактически выполняют работы, – говорит председатель совета дома №23 по ул. Островского Николай БОРИСОВ. – Особенно, что касается обслуживания инженерных сетей, очень трудно выстроить конструктивное взаимодействие с подрядчиками. Ведь они должны заниматься обслуживанием регулярно, планово, а не работать по заявкам, словно аварийная служба. У себя в доме мы заперли на замок и чердак, и подвал: если слесарю надо, пусть берет ключ. Потому что я как председатель совета должен знать, когда и что он делает у нас в доме, ведь потом ко мне из УК приносят справки о проделанных работах, и я должен там расписаться. А получается, он месяц в подвал не заходил, плановые осмотры и работы не проводил, так что я должен написать в справке, если работа не проводилась, а деньги за нее с дома сняли?
Поставили на колени
Впрочем, на самом деле гораздо больше, чем обслуживание в доме, собственников беспокоит рост платы за энергоресурсы.
– В прошлом году достигнут определенный прогресс, приятнее стало зайти в дом, в фойе висят картины и так далее, – рассказывает Николай БОРИСОВ.
– Но все это меркнет после того, когда мы получаем платежки за коммунальные ресурсы. Вот, допустим, за отопление в феврале нам начислили платежи почти в два раза больше, чем за декабрь и за январь. Дом бурлит! Совет собирали, у нас есть человек, который разбирается в энергетике, но никто не может объяснить, как так получилось, почему выросла плата. От УК в этой ситуации, раз компания управляет нашим домом, мы хотели бы видеть содействие. Чтобы УК не просто подписывала все показания, которые им дает поставщик коммунальных ресурсов, а была бы на стороне жителей и защищала их интересы и права.
Сегодня в стране создана ситуация, вследствие которой не только сами собственники, но и практически все управляющие организации поставлены энергетиками на колени.
– Основным негативным моментом является многомиллионная дебиторская задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги, – комментирует Андрей ВОРОЖЕЦОВ. – Финансовое долговое обременение есть у всех крупных управляющих компаний, ОАО «ГУК Ленинского района» не является исключением. Это общероссийское явление, и решение вопроса пока не найдено даже на уровне Правительства РФ, не говоря уже о субъекте или муниципалитете. Однако, надо понимать, что проблемы управляющих организаций – это не только их проблемы, так как они в полной мере отражаются на собственниках, поэтому и решать их надо сообща.
Алексей Николаев