Российские законодатели лепят один правовой акт за другим, накладывая на граждан страны все новые обязанности.
Обязаны провести собрание жильцов дома, выбрать способ управления им и утвердить тарифы на его ремонт и содержание. Обязаны заключить договор с теми-то и теми-то.
Обязаны установить за свой счет индивидуальные и коллективные приборы учета. Обязаны выбрать расчетный счет, на который потом обязаны перечислять деньги на будущий капитальный ремонт. И так далее, и тому подобное. Это как какой-то законодательный понос, ставший возможным, на мой взгляд, только по одной причине – пассивной позиции Конституционного суда, ибо все обязанности и права граждан определены в Основном законе, то есть в Конституции Российской Федерации.
Обязанности гражданина РФ регламентируются статьями 57-59 Конституции. «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст.57). «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст.58). «1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2.
Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом».
И это практически все. То есть человек должен платить налоги и сборы, на которые функционирует государство как координирующий жизнь населения субъект, со всеми его функциями и полномочиями.
Борьба с преступностью, например, судопроизводство, здравоохранение и образование и проч. Еще гражданин призван защищать свою страну от внешних врагов, для чего должен служить в армии. И хранить среду своего обитания. За неисполнение этих обязанностей ему грозит основанная на законе ответственность. Но никто не вправе принудить человека, скажем, к участию в том же пресловутом собрании жильцов дома, поскольку такое участие есть право, а не обязанность: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» (ст.30). Никто не вправе принудить гражданина, физическое лицо к заключению какого-либо договора, поскольку Гражданский кодекс гарантирует свободу договора, а Конституция (ст.2) обязывает государство защищать свободы человека и гражданина. Никто не вправе принудить человека к согласию на платную услугу ему или выполнение за плату для него каких-либо работ. Это к вопросу об обязании устанавливать за свой счет приборы учета коммунальных или каких бы то ни было ресурсов.
Иначе говоря, огромная часть современного российского законодательства является по своей сути не выражением правового принципа, а произвола. Того, к слову сказать, от которого сейчас пытается избавиться Украина.
Василий Мельник