29 (18) марта 1736 года в Симбирске на центральной площади города при большом стечении народа был сожжен на костре волшебник Яков Яров, обвиненный церковью и властями в богохульстве и еретичестве.
В начале XVIII века жил в Симбирском посаде Яков Яров. Кто и когда поведал ему о чудодейственных свойствах настоев из трав, осталось тайной, однако известно, что он еще с молодости испытал на себе чудодейственную силу экстрактов и всевозможных заговоров. Слух о том, что он мог излечить многие болезни, быстро распространился по посаду. К нему стали обращаться люди, известно много случаев, когда он помогал справиться с различными болезнями, порой считавшимися неизлечимыми. В 1720 году он приобрел книгу, по которой не только готовил снадобья, но и изучил многие заговоры от болезней. На удивление его зелье и заговоры поднимали даже самых тяжелобольных людей. Каждое лето Яков много времени проводил в лесах, заготавливая впрок разные травы и корешки. Симбирский знахарь неплохо знал анатомию человека.
И все бы шло хорошо, если бы на его пути не появились две женщины, которые перечеркнули все его будущее.
Первой была сама императрица Анна Иоановна, которая будучи необыкновенно суеверной женщиной, опасалась злых чар, способных изменить счастливый поворот ее судьбы. 25 мая 1731 года она издает поистине «древневековый» указ «О наказании за призывание волшебников и о казни таковых обманщиков». Указ тот гласил: «…в России некоторые люди, забыв страх Божий и вечное за злые дела мучение, показуют себя будто они волшебства знают и обещаются простым людям чинить всякие способы… что те мнимые волшебники чинить им и обещаются и за то получают себе не малые прибытки…».
Правительствующий Сенат, распространив сей указ, в добавок строго пригрозил: «…А ежели впредь кто гнева Божия не боясь и сего Ея Императорского Величества указу не страшась, станут волшебников к себе призывать, или к ним в домы для каких волшебных способов приходить, или на путях о волшебствах разговоры с ними иметь, и учению их последовать, или какие волшебники учнут собою на вред, или мняще, якобы на пользу кому волшебства чинить: и за то оные обманщики казнены будут смертию, сожжены…».
Яков Яров после того указа стал осторожным, однако продолжил свои тайные врачевания и ворожбу. Мать его надеялась, что он образумится, когда женится. Свадьба долго ждать себя не заставила. 4 фев-раля 1732 года состоялся брак Якова Ярова с Варварой Петровой. Как выяснилось позже, не мил был этот брак Варваре, которую силой заставили выйти замуж. Так в жизни Якова появилась вторая женщина, которая окончательно поставила точку не только его знахарскому врачеванию, но и самому его существованию.
По прошествии «медового месяца» Варвара стала все чаще замечать, что ее муж, когда они ложились спать, тихо вставал и куда-то удалялся. Искать то место ей долго не пришлось, оказалось, что ночи он проводил на чердаке, где продолжал заниматься приготовлением своих снадобий, при этом постоянно что-то шепча себе под нос. После этого еще пуще невзлюбила она своего мужа и решила отомстить ему.
На шестой месяц их совместной жизни 5 августа 1732 года Варвара является в Симбирскую ратушу и подает жалобу на своего молодого супруга. Она заявила, что каждый день, лишь только начнет «смеркнуть», Яров уже сидит у себя «на подволокне» (на чердаке). Бывало, подкрадется она тихонько к мужу, к перегородке, приложит ухо и слышит, как Яров «бормоча чинит волшебства какие-то» и читает «еретические книги и письма». Посмотрит она в щель, увидит, как горят «лучины» и как пересыпает муж «какие-то семена» и «стирает какие-то травы». С тех пор, мол, она «потеряла сон и покой, и что сердце и ум у нее леденеют».
На другой день, как это описывается Д.И. Сапожниковым в Русском архиве за 1886 год, «для сыску» наряжается особая команда, составленная из нескольких нарочных и земского старосты Семена Ясырина «с товарищи». Прибыв на место назначения, посланные застают Ярова «врасплох», в самый разгар его «потаенного действа». Вся команда, забравшись на верх его дома «к его подволокне», стала сначала смотреть, что делает Яров, и пред всеми тогда в полумрачном освещении открылась интересная панорама. Видят они, что в небольших коробочках, лежащих около Ярова, находятся малоросные коренья, «тетрадки гадательные», «разложены еще другие всевозможный травы, сушеные, несушеные, тертые и нетертые»; около них валяется «какой-то букварь» и «неведомые письма»; а кругом самого Ярова правильно расставлены «кости человеческие». Насмотревшись вдоволь и запомнив, где и что Яров прячет, посланные вламываются «в дверку на подволокню» в ту самую минуту, как Яров «вынимает из зарытой в муке лукошки книжку заговорную, притворную к блуду» и ею начинаете «действо чинить». Связывают Ярова, забирают все, что могут найти, и все, что по взгляду команды имело значение по такому делу. С большим коробом, нагруженным вещественными доказательствами, был доставлен Яров в ратушу к приказным людям. Здесь, не откладывая дела в долгий ящик, при полном составе следствия, заставляют Ярова каяться в «еретичестве»; его пытают, «бьют батогом» и все, что говорит он, записывается прямо в «допрос».
В результате допросов выявилось, что Яров в 1730 году лечил в Симбирске многих «болящих», не только по своему личному желанию, но и по призыву самих симбирских посадских людей. Это были Петр и Гаврил Карамышевы, Иван Издеберский, сноха последнего Марья Иванова, Григорий Деревягин и другие. Кроме того, были тут еще и такие, которых «врачевал» Яров «от безумия». Указанные свидетели при допросе единогласно показали, что Яров лечил их от разных болезней, и это было известно не им одним, но и другим, которые «важнее их»; что же касается его учения, еретических книг и волшебства, то об этом и подозрения у них на него никакого не было; напротив того, он казался им всегда «богобоязненным» и добрым. Симбирская ратуша заканчивает следствие о Ярове и все дело передает сначала в канцелярию Воеводского правления, а потом и н канцелярию Симбирской провинции. Здесь повторно опрашиваются снова все свидетели, которые единогласно повторяют свои показания и говорят, что «богохульства и еретичества в Ярове они не примечали, обращались к нему как к знахарю, принимали от него и пили именно те травы, которые делал он, и от этих трав им всегда легчало».
Однако такой ход расследования многим не нравился, необходимо было обвинить Ярова в запрещенном волшебстве и колдовстве. Теперь дело переходит в Казанскую губернскую канцелярию. Начинается новый виток расследований с применением пыток, под действием которых все показания как самого Ярова, так и всех свидетелей меняются. Яков признается в еретичестве и колдовстве. Четыре года велось следствие, и по завершении дело было передано в Священный синод, в столицу, а затем были утверждены правительствующим сенатом. Наконец был вынесен приговор: подвергнуть еретика Якова Ярова сожжению.
Казнь Якова Ярова была приведена в исполнение 18 марта 1736 года публично на главной площади Симбирска. Так закончилась жизнь симбирского волшебника. Кем он был на самом деле – знахарем, помогающим больным, или колдуном и еретиком – так и осталось загадкой.
Николай Костин