От того, что так называемые политики делают сегодня с Крымом, Украиной, Россией и миром, и от того, что олигархи в Ульяновске делают с населением, выставляя дикие счета за тепло, меня тошнит, и про людей думать не хочется – злые они и довольно большие-таки идиоты.

На днях по телеканалу «Культура», одному из немногих, которые можно еще смотреть без риска заразиться безумным реваншизмом, шел документальный фильм о совах. Фильм западного, кстати, производства и потому качественный и очень интересный. Я вообще люблю фильмы о птицах, чей мир завораживает.

Например, не устаю восхищаться повадками серых полярных гусей, о которых тоже смотрел как-то передачу. Живут они на сибирском побережье Северного Ледовитого океана.

Зимуют – в Африке. По пути на юг или обратно летят через индийские Гималаи, преодолевая горные цепи высотой до семи километров. На этих высотах – вечный холод, мало кислорода и человек жить не может. Да, наверное, и ни одно живое существо не может. Когда я об этом подвиге серых гусей думаю, на ум невольно приходит мысль: «Как же у людей, охотников или браконьеров, поднимаются руки, чтобы убивать этих мужественных созданий, претерпевающих столько трудностей, чтобы вернуться, скажем, домой?». Совы, о которых речь, тоже полярные, из Аляски. Джентльмены во всем белом, у дам оперение с темными крапинками. Для красоты.

Фильм повествует о их житье-бытье неспешно. Зима. Мороз. Почти всегда дует ветер, поднимая низовую метель. Немигающие глаза сов, смотрящие на тебя и как бы говорящие: «Я все о тебе знаю, голубчик, и не пытайся мне врать!». Короткая весна и пара месяцев с небольшим – лето, когда солнце не заходит за горизонт.

Вот это время у сов, как и у гусей, и есть, чтобы успеть вывести птенцов, вырастить их, научить добывать себе еду и летать. Основной кормилец у полярных сов – отец, который всегда на охоте. Если лето не очень удачное, охотиться приходится и матери, но она помнит, что отец все-таки главный, и если находится недалеко от гнезда и видит, что он вернулся с добычей, спешит назад и кормит птенцов сама, чтобы отец не терял на это времени и вновь отправлялся на охоту. Но больше всего меня поразило не это, а следующее.

Когда птенцы за столь короткое время вырастают до размеров взрослых птиц (на что пищи и уходит так много, что отец вынужден сутками кружить над окрестностями, выискивая ее) и вытренировывают умение держать крылья, балансируя на крутящейся палке, служащей имитацией добычи, к концу осени они от родителей улетают. Туда, где зимы не такие суровые, как в Арктике. Но почему, разве им не надежней рядом с опытными предками? Оказывается, потому, что организм молодняка еще не настолько крепок, чтобы выдержать арктическую зиму. То есть они откуда-то знают, какая будет зима, знают, что к ней пока не готовы и должны лететь.

Знают это, видимо, и родители, остающиеся дома пережидать лютые морозы и долгую полярную ночь. Словом, жизнь у них организована прагматично и разумно. Кому как лучше, тот так и поступает. Потом, когда совята повзрослеют окончательно, они тоже будут зимовать в родных снегах и метелях. По-моему, потрясающе – людям бы такое здравомыслие!

Артур Таниев